В день Усекновения главы Иоанна Предтечи. «Он… велик пред Господом»
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры! Сегодня Святая Церковь восхваляет «память праведного», воспоминает мученическую кончину Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. «Он будет велик пред Господом», - предрекает об Иоанне ангел Господень. «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя», - говорит Господь. Он называется великим пред Господом. И называет его так Тот, кто обозревает мир всевидящими очами и утверждает, что действительно человек сей возвышается над другими - над миром. Чем же он велик?
Святой Иоанн велик своим непримиримым отношением ко греху. Нет другого человека, который был бы таким беспощадным врагом греха, как он. Он преследует и гонит грех всюду, где его видит. Это великий проповедник борьбы с грехом и великий провозвестник Того, Кто стер главу змия - грех.
Были в Израиле другие вожди, которые чувствовали тяжкое иго римлян и надеялись увидеть народ освобожденным. Иоанн же видел только рабство греху, который ввел в заблуждение стольких людей. Были и такие, кто ожидал Спасителя, способного на земле облагодетельствовать их, но не таким рисует Его Иоанн; он не изображает Его ни кротким, ни смиренным. Иоанн сам вел борьбу с грехом не на жизнь, а на смерть, и он сознает в этом смысле всю свою немощь. В Спасителе-Мессии он видит Победителя греха, Который способен очистить мир от всего злого: силой Своей и в страшном Своем гневе сожжет его огнем вечным. И во всякое время, и на всяком месте, и при всех людях без исключения мы слышим голос его: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Он клеймил грехи великих и малых: пурпурные одеяния царя и лохмотья нищего бессильны защитить человека от его бичующих обвинений.
Слух об Иоанне дошел до Иерусалима; фарисеи и саддукеи приходят, чтобы его послушать. Идут книжники, князья и учителя народа. Но для Иоанна они только грешники, нуждающиеся в обличении. Вот они приближаются, а Иоанн Креститель испытующе всматривается в них; под белыми одеждами он видит их черные сердца, он смотрит на их тщательно омытые, но все-таки нечистые руки, и, когда они приближаются, исполненные достоинства (перед собой), он зрит, что они притесняют вдов и сирот. «Порождение ехиднины! - такими словами встречает он их. - Сотворите же достойный плод покаяния».
Но вот перед ним открывается другая дверь. Иоанн Креститель во дворе Ирода. Царь со своими слугами тут же, среди неописуемой роскоши и красоты. Почти всякий на месте Иоанна сказал бы себе: «Не буду обличать царя сразу… Буду потихоньку руководить им, не оскорбляя его». Можно было ожидать, что теперь уже больше не раздастся проповедь о прелюбодеянии. Но у Иоанна нет компромисса, нет лицеприятия. И во дворце Иоанн не мог мирно уживаться с укоренившимся там грехом. Вот Ирод с благосклонной улыбкой подходит к нему, чтобы оказать какую-то милость. И его встречает обличение: не должно тебе иметь жену брата твоего. Из дворца его отправляют в тюрьму, из тюрьмы - на плаху. Он не уступил греху, не заигрывал с ним; не придумывал греху лукавых оправданий, и потому он велик!
Развратный властелин не мог перенести обличений грозного пустынника-пророка за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, которую Ирод отнял у живого мужа. Ирод заковал Иоанна в узы и послал в мрачную темницу в крепости Махеронт, за Иорданом. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, «обличая Ирода, святой Иоанн хотел разрешить его душу, связанную грехом, а Ирод связал того, кто хотел разрешить его; но пророк Божий и связанный не переставал говорить и заключенный в темницу продолжал обличать и учить». Слух об этом доходил до Иродиады, и она, возмущаясь, подстрекала Ирода на убийство. Ирод не мог не слушать злых наговоров своей любимой сожительницы и сам желал освободиться от ненавистного ему обличителя, но все еще не решался исполнить свое намерение, ибо боялся народа. Но мстительная Иродиада, эта новая Иезавель, нашла удобный случай ускорить кровавую месть над бесстрашным обличителем. В день своего рождения Ирод давал пир вельможам. Сама Иродиада, по восточному обычаю, не присутствовала за пиршественным столом, но постаралась доставить царю-мужу неожиданное удовольствие, которое должно было привести в восхищение и его гостей. В конце пира, когда все были пьяны, вдруг появляется Саломия, дочь Иродиады от Филиппа, и под звуки музыки начинает танцевать, воспламеняя страстные чувства в гостях, чем угодила Ироду и присутствовавшим. «Позорище было сатанинское, - говорит святитель Иоанн Златоуст. - Побуждением к нему было пьянство и сластолюбие; зрители были люди развратные, а дающий пиршество - всех бесчестнее; забава была безумная; девица, через которую брак Ирода делался противозаконным и которой надо было скрываться от людей по причине позора своей матери, пышно является в собрание и, отложив девический стыд, всех блудниц затмевает собою».
Ничтожный властелин воскликнул: «Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе … даже до половины моего царства». Вот до чего может ослепить страсть! Ирод обещает дать полцарства - за что? За пляску бесстыдной девицы! Она не высказала даже никакого желания, а тотчас же вышла из зала пирующих и спросила у матери своей: чего просить? Трудно представить, какой сатанинской радостью затрепетало сердце Иродиады при этих словах. Ответ у нее был уже давно готов. Настал для нее желанный час утолить мучившую ее жажду крови пророка-обличителя! Иродиада отправляет дочь с блюдом из-под кушаний к Ироду и говорит, чтобы сейчас же здесь, на пиру, вот на этом самом блюде была дана ей голова Иоанна Крестителя. «Что может быть хуже такого зверства, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - просить об убийстве, как о милости, просить об убийстве беззаконном, просить об убийстве среди пиршества, просить об убийстве бесстыдно?» Саломия с поспешностью направилась к царю и с хладнокровием потерявшего всякое человеческое чувство разбойника потребовала: «Дай мне здесь (прикажи немедленно принести сюда) вот на этом блюде голову Иоанна Крестителя».
«Смотри, - говорит блаженный Феофилакт, - какое безрассудство у Ирода: он поклялся дать плясавшей все, чего бы она ни попросила. Но дал ли бы ты ей, безумный, если бы она попросила у тебя твою же голову?» Ирод не мог не понимать, что жизнь одного человека нельзя делать подарком другому. Вот почему блаженный Иероним прямо говорит, что «печаль Ирода была только на лице», а не в сердце. Он тотчас подозвал одного из телохранителей и приказал немедленно принести главу Иоанна. Повествуют, что когда принесена была глава, еще источающая кровь, то, к ужасу всех присутствующих на пире, она произнесла свои прежние обличительные слова: «Ирод, не должно тебе иметь жену брата твоего». Но плясавица безбоязненно отнесла святую главу как дорогой подарок преступнице матери. Эта кровопийца со злобной радостью, как пишет блаженный Иероним, иглою начала колоть язык, обличающий ее беззакония. Поистине, «диавольское пиршество, - восклицает святитель Иоанн Златоуст, - сатанинское позорище! Беззаконная пляска, награда за пляску - беззаконнейшая! Да обратят на это внимание те из девиц, особенно из замужних, которые на чужих браках или пирах не отказываются срамить свой пол! Да обратят также внимание те из мужчин, которые любят роскошные и провождаемые в пьянстве пиршества! Да убоятся они бездны, изрытой диаволом! Но как ни беззаконно поступил Ирод, однако жена была всех беззаконнее. И дочь из повиновения ей бесчинствовала, плясала, просила об убийстве. Видишь ли, как справедливо сказал Христос: “Кто любит отца или мать более… Меня, не достоин Меня”. Если бы дочь Иродиады соблюдала этот закон, то не совершила бы этого гнусного убийства. И Бог не послал молнии свыше, не повелел расступиться земле и поглотить злое это сонмище, а потерпел это, чтобы и праведника увенчать больше и тем, которые впредь будут терпеть неправду, доставить обильное утешение». «Попуская праведникам страдать невинно, - говорит святитель Григорий Великий, - Господь показывает нам и то, какой строгостью суда поразит Он грешников, если испытывает страданиями жизнь тех, которых Сам Он преисполняет похвалами».
В самом деле, страдания святого Иоанна могут ли сравниться даже с тем прославлением, какое воздается ему еще здесь, на земле? Святая Церковь не находит слов, чтобы достойно восхвалить Предтечу и Крестителя Господня, пророков честнейшего и среди рожденных женами большего. Святой Иоанн был как в жизни своей, так и по смерти Предтечею Христа Спасителя. Он прежде Господа сошел во ад, благовестил там Бога, явившегося во плоти, и утешил души праведных. Когда разорен был ад, Иоанн исшел со Христом оттуда и сподобился многих венцов на небе, как девственник, как пустынножитель, как проповедник покаяния, как пророк, как Христов Предтеча и Креститель и, наконец, как мученик. Обезглавленное тело его ученики перенесли в Самарию и с честью погребли его вместе с пророками Елисеем и Авдием.
Казнь Божия постигла Ирода и его нечестивое семейство за убиение Предтечи, за уничижение Самого Господа в день Его страданий. Предание говорит, что Ирод нигде не находил покоя, мучимый своей преступной совестью: будучи на пирах, на блюдах, в чаше с вином - везде ему виделась голова Иоанна и слышался его грозный обличительный голос: «Не должно тебе иметь жену брата твоего!» Ирод был оклеветан перед римским императором, лишен царства и сослан в ссылку сначала в Галлию, потом в Испанию, куда последовали за ним Иродиада и Саломия. Однажды Саломия зимой переходила по льду реку Ликорис. Лед проломился, и она погрузилась в воду так, что льдом ей отрезало голову… Труп из воды не достали, а Ироду и Иродиаде принесли голову погибшей. Ирод же с Иродиадой, по преданию, были живыми поглощены землей. Так свершился праведный суд Божий над грешниками и оказана милость праведникам. Аминь.