Проповеди на праздники:


Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на дни святых. В день святых трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Поучение сорок пятое 

(30 января ст.ст. - 12 февр. нов.ст.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний день, возлюбленные, Святая Церковь с особой торжественностью прославляет трех великих святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Жили они в четвертом веке. Этот век в церковной истории называется «Золотым веком», потому что в этом веке были особые подвижники и богословы.

В этом веке жили: святитель Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин, преподобный Антоний Великий и много других великих подвижников. Поэтому четвертый век и называется «Золотым веком». Но в этом веке были и большие испытания для церкви.

Господь Иисус Христос оставил Апостолам Свое учение, в частности о трех добродетелях: вера в Господа Иисуса Христа, добрые дела (ибо вера без добрых дел мертва) и молитва. Эти три добродетели, то есть вера, добрые дела и молитва, равны между собою.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, как истинные пастыри, истинные архиереи, сами были носителями этих добродетелей и, относясь к своему пастырскому долгу со всей серьезностью, богодухновенно возвещали и прививали их пастве своей. Они одинаково ревностно служили Господу и выполняли свой пастырский долг. Как вам известно, святой Василий Великий окончил высшее училище в Афинах. Он был очень мудрый и знающий философ и богослов. Он написал много сочинений, в том числе и Толкование на Священное Писание, где раскрыл и указал, каким образом было сотворение мира в шесть дней. Это произведение его так и называется «Шестоднев». Глубокая в нем истина! Кроме того, он написал еще Литургию, которая совершается 10 раз в году. Она так и называется Литургия Василия Великого.

Святитель Григорий Богослов назван Богословом за свои сочинения о Боге Слове, Спасителе мира. Он доказал особо важный для нас, христиан, вопрос, что Господь Иисус Христос и Дух Святой являются равными Богу Отцу. Это глубокая истина!

Святой Иоанн Златоуст тоже много написал сочинений, в том числе и «Слово о священстве», написал Литургию, которая сегодняшний день совершается. Она называется Литургия Иоанна Златоуста. Будучи архиепископом в Константинополе, он много трудился, чтобы привлечь к истинной христианской вере отступников, еретиков и евреев. Ему было поручено благовествовать, то есть проповедовать истинную христианскую веру и в этом он много преуспел. Когда он говорил, к нему приходили очень многие послушать его, так как он говорил по внушению Духа Святаго. Он открывал истину, что действительно нужно верить в Бога, добрые дела делать и молиться, и другие истины открывал для того, чтобы привлечь к истинной христианской вере.

Много потрудились эти три святителя для укрепления истинной православной веры, но злая сила стремилась разрушить плоды их трудов. Злой дух сатанинский произвел смуту в Церкви. Возникла смута Ария, священника в Александрии. Этот «умник» учил, что Сын Божий не есть Бог, единосущный и совечный Отцу, а есть только пророк...

Надо вам прямо сказать, что Церковь указывает: есть пастыри (и даже архиереи) истинные и есть наемники и даже отступники. Это было раньше, это есть и теперь. Но Господь, создав Церковь, сказал: ...врата адовы не одолеют ю. И какие бы ухищрения злая сила ни делала, все равно Церковь должна устоять в своей истине до Второго Пришествия Его.

Арий учил, что Господь Иисус Христос не Сын Божий, что получил Он благодать как человек и возвышается над другими как пророк. А ведь мы все знаем, пророчество было в Ветхом Завете о том, что придет Сын Божий. Но Арий позавидовал успеху святителей и умышленно выдвинул свою ересь. Он сделал это так умело, что некоторые неистинные пастыри, и даже архиереи, перешли на его сторону.

Православные истинные архипастыри старались доказать Арию ошибочность его ереси, но он не соглашался с ними, тогда по этому вопросу был созван первый Вселенский Собор.

Многие еретики, последователи Ария, прибыли на Собор для того, чтобы поддержать арианское учение. Но Православная Церковь идет истинным путем и истинные пастыри и архипастыри старались доказать это на Соборе.

Святитель Николай Чудотворец и святители, которым мы сегодняшний день совершаем празднование, а также святитель Афанасий, который тоже прекрасно знал догматическую часть, говорили: «Зачем ты смуту вводишь в Церковь?» Но... зависть ужасный порок! Он увлекает человека... Арий не внял этим словам. Тогда святитель Николай Чудотворец, как ревнитель истины Православной Церкви, стал убеждать его, чтобы он оставил свою ересь. Но Арий и его не стал слушать. Тогда святитель Николай физически нанес ему удар - ударил его по щеке.

- Опомнись! - сказал он ему.

За это святитель Николай Чудотворец был отстранен Собором, но Господь и Матерь Божия открыли, что он поступил так потому, что надо было защитить истину.

Апостолы так и говорили, что вот эти отступники и наемники пришли к нам, но они никогда не были нашими. Они должны уйти.

Собор постановил арианское учение считать как еретическое и Ария отстранить.

Слава Богу! Святая Церковь успокоилась, но ариане все-таки тайно проводили свою линию и мешали истинным пастырям и истинным архиереям. Много они сделали зла! Так проходило многое время.

В 1054 году наступило также большое испытание для Церкви. Западные христиане начали доказывать, что вышеназванные добродетели (вера, добрые дела и молитва) не равны и что выше всех добродетель - добрые дела.

Появилось новое течение, так называемое католичество. Католики в своих догматах указали на непогрешимость папы. Никто не имеет права обсуждать действия папы, поэтому они начали преследовать Православие. Много было пролито крови...

Затем отделились еще так называемые протестанты - лютеране. Они сказали: «Добрыми делами, то есть за деньги, благодать не приобретается, а приобретается благодать верою, поэтому вера выше других добродетелей». Таким образом, появилось новое течение, так называемое лютеранско-протестанское, а от него новые течения, новые секты.

Вот как злой дух волновал устои Церкви. Но Церковь незыблема! Она будет стоять до Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа!

Какие бы ухищрения злой силы ни были, все равно Церковь поколебать она не сможет. И слава Богу! Наше Православие до сегодняшнего дня имеет свою истину и эту истину несет для благочестивых христиан.

Вот, возлюбленные, наступает 1084 год и опять начинается смута. Где же она появляется? В главном городе, в Царь-граде! В Константинополе!

В этом городе возник спор о том, кому из трех святителей должно отдавать предпочтение. Появились такие «умники», одни из которых стали доказывать, что Василий Великий выше Григория Богослова и Иоанна Златоуста, другие стали доказывать, что Григорий Богослов выше Василия Великаго и Иоанна Златоуста, а третья группировка стала доказывать, что Иоанн Златоуст выше Василия Великаго и выше Григория Богослова. Появилось большое смущение в Церкви: появились течения, так называемые василиане, григориане и иоанниты. Они стали смущать устои Церкви.

Истинные христиане, истинные пастыри и архиереи молились, чтобы Господь какими угодно судьбами прекратил бы эти волнения.

Во сне являются три святителя святому Иоанну, епископу Евхаитскому, и говорят ему: «Мы у Христа составляем одно, нет между нами ни первого, ни второго. Мы благовествовали Духом Святым для спасения рода человеческого. И так повелели прекратить спор и совершить память нашу в один день».

По этому случаю Святая Церковь сегодняшний день и празднуется этим великим святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Им, каждому отдельно, еще бывает празднование, а сегодняшний день празднуется всем вместе в один день по случаю прекращения раздора.

Что можно после этого еще сказать? Возлюбленные христиане! Много появилось и сейчас еретиков и сектантов, которые смущают верующих.

Прислушивайтесь к голосу истинной Церкви Православной. Некоторые говорят, что Христос есть Любовь, поэтому заходите в наши молитвенные дома (так говорят сектанты), заходите, послушайте, как мы молимся! Как мы поем! (А они действительно искусно поют псалмы, но истины у них нет).

Господь Иисус Христос не только Любовь, но и Истина. Господь объединяет нас в любви и истине, но если мы будем слушать сектантов и по любви Христовой будем говорить: «Все равно мы христиане, по любви мы можем пойти и послушать», то будем грешить в этом отношении, потому что такая любовь будет не истинная, такая любовь не дает спасения.

Избави нас, Господи! Даже ради любопытства ходить к сектантам, к еретикам.

Держитесь истинной православной христианской веры и вы получите спасение.

Дай Бог всем нам осознать эту истину, держаться православной христианской веры, получить благодать Святаго Духа, содействующую и укрепляющую, и получить спасение и радость вечной жизни! Аминь. 

Источник:  Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр.255-259

Проповеди на праздники:

Наверх