В День Святой Троицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет

Дорогие братия и сестры! Сегодняшний великий праздник состоит в том, что Господь наш Иисус Христос, вознесшийся от нас на небо, хотя и не оставивший нас, послал, согласно обещанию, в пятидесятый день после воскресения Своего из мертвых от Бога Отца Бога Духа Святого — Третье Лицо Пресвятой Троицы — апостолам и прочим верующим, бывшим с ними в иерусалимской горнице, в которой они пребывали в единодушной молитве. Бог Дух Святой, Животворящий, от Бога Отца исходящий, и с Ним и Сыном споклоняемый, и всегда вместе славимый, сошел на апостолов и прочих в виде огненных языков, отчего они внезапно возродились, озарились, просветились, умудрились и начали говорить на разных языках о великих Божиих делах.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе, — повествует святой евангелист Лука. — И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились… слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью апостолами, возвысил голос свой и возгласил им: мужи иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… И на рабов Моих и на рабынь Моих… излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу…» Затем апостол Петр, упомянув в речи своей, как иудеи неправедно и злобно поступили с Господом и Христом Иисусом, убив Его на кресте руками язычников, и как Он воскрес из мертвых и вознесся на небо, приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что они сами видят и слышат. Когда народ выслушал всю речь апостола, то пришел в умиление и сказал Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтеся, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа… И охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. Вот история великого события, которое мы сегодня с вами празднуем. Событие это неизмеримо по важности, плодотворности и по спасительности для всей христианской Церкви. Этот день является днем основания Церкви Христовой, или христианского общества спасаемых во Христе. В этот день посвящены Духом Святым первые пастыри — апостолы, от которых преемством и мы получили благодать священства. В этот день получили действия спасительные таинства, совершаемые поныне в Церкви через наших священников.

Апостолам и прочим верующим дан дар слова и премудрости для проповеди Евангелия всем народам и изобильный дар дивных чудес, которыми они и в то время и впоследствии привлекли к вере во Христа и спасли множество душ человеческих. С того времени вошел Дух Святой в мир, иной Утешитель, кроме Господа Иисуса Христа, равносильный Ему, равносильный и соприсносущный Ему и Богу Отцу. Иисус Христос совершил дело спасения человеческого рода — чрез Свое воплощение и житие на земле, чрез Свою проповедь, бесчисленные чудеса, благодеяния страждущим, чрез страдания, смерть и воскресение из мертвых — вознесся на небеса ко Отцу и вместо Себя послал от Отца Духа Бога, да устрояет Он дело спасения рода человеческого, ибо Три Лица в Боге, Единосущных и Нераздельных, и каждое равно участвует в спасении человеческого рода. Со дня Пятидесятницы Дух Святой явил непреоборимую силу в Церкви Христовой: в подвигах апостолов, мучеников, иерархов, укрепив их с радостью и веселием мужественно переносить бесчисленные адские страдания за Христа, и совершал в них и через них неисчислимые чудеса. С этого события Дух Святой явился Учредителем и Воспитателем христианства. Дух Святой основал Церковь. Через святых апостолов и их преемников Он распространил проповедь Евангелия по всему миру и через эту проповедь возрастил и расширил Церковь по всему миру. Он умудрил святых отцов низложить все заблуждения еретиков, составить богомудрые писания и сохранил веру нашу святой и непорочной до наших дней. Дух Святой соделал святыми и прославил чудесами бесчисленное множество благоугодивших Богу людей и до сего дня содействует спасению каждого из нас.

Дорогие братия и сестры! Без Духа Святого нет истинной жизни в человеке, нет мира в душе, нет света Божия, нет правды, святости, истинной радости и блаженства. Без Духа Божия не может быть у нас и нет истинной веры, упования и любви, святой простоты, чистоты сердца, никакой истинной добродетели — и нет спасения. «Ведь истинная цель христианской жизни, — учил преподобный Серафим Саровский, — это «стяжание Святого Духа». И каждый христианин призван быть храмом Духа Святого. Присутствие Святого Духа является отличительным признаком истинных христиан. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его», — говорит святой апостол Павел. Мы слышим всегда краткую церковную песнь за всенощной, что «Духом Святым всяка душа живится и чистотою возвышается». Да, дорогие братия и сестры, все мы оживаем и возвышаемся в святости Святым Духом. Мы не можем сказать, как совершается это действие Духа Божия. Но чтобы Он вселился в нас, оживотворил наши души, умерщвленные грехом, для этого нужно каждому покаянием и молитвой очистить свое сердце, искренно желать и усердно стараться получить Его. Появление покаянного чувства уже является свидетельством того, что дух человеческий ожил и пробужден от усыпления и расслабления. Поэтому и Спаситель начал Свое служение проповедью о покаянии, и первым словом апостольской проповеди также был призыв к покаянию. Покаяние отверзает дверь дальнейшим действиям в нас Духа Божия. Оживленная покаянием «всяка душа чистотою возвышается». Но оживление души, свидетельствуемое ревностью о спасении, есть только начало духовной жизни. Дух человеческий ожил, но и грех со страстями и похотями еще не умер. Начинается невидимая брань с грехом и злой силой. Без помощи Божией человек сам не может выйти победителем. Он должен с сердечной молитвой обратиться ко Господу за помощью: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны… Сердце чисто созижди во мне. Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Долгое время человек, укрепляемый благодатью Божией, борется с грехом, иногда всю жизнь, и если не ослабеет его вера и ревность ко спасению, то наступает момент в духовной жизни, когда Дух Святой преобразует христианина в жилище Божие, человек соединяется с Богом и уже здесь, на земле, предвкушает и ощущает радость и сладость Царства Небесного.

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем очищать свое сердце от грехов, злых помышлений, земных пристрастий усердной молитвой и сердечным раскаянием; чистой исповедью и достойным приобщением святых Христовых тайн. Будем верными сынами Святой Православной Церкви, ибо только в ней благодать Святого Духа, только в ней спасение. Помолимся Господу от чистого сердца: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас молящих Ти ся». Аминь.

Наверх