В День Святой Троицы. Пятидесятница
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Братия и сестры! Сегодня Святая Церковь торжественно воспоминает величайшее священное событие — Сошествие Святого Духа на апостолов. Сегодняшний праздник является началом существования Церкви Христовой — днем ее рождения. Дух Святой, будучи бестелесен, сошел на молящихся и ожидающих Его апостолов в Сионской горнице в виде огненных языков и невидимо — в духовном перерождении учеников Христовых. Святитель Григорий Богослов говорит, что, как «Сын Божий явился на земле видимо, так и Духу Святому надлежало явиться видимо». Для апостолов это было крещением Духом Святым и огнем, о котором возвещал святой Иоанн Предтеча. И как когда-то ветхозаветный закон был получен среди огня и бури от Самого Господа пророком Моисеем, так и теперь новозаветный закон, возвещенный Христом, утвердился сошествием Святого Духа в тех же видимых знаках, что также свидетельствует о Его божественном происхождении. Господу угодно было низвести Дух Святой именно в этот день Пятидесятницы, когда в Иерусалиме было много народа из разных стран мира. И как повествует евангелист Лука, они, услыхав «дыхание бурное», пошли к тому месту, откуда он раздавался, и там каждый из них услышал свой язык и свое наречие, вещающее о великих делах Божиих. Ученики Христовы теперь уже были явлены премудрыми ловцами человеков Церкви Христовой, провозвестниками ее новозаветных законов. Это их, оставивших распятого Христа среди распинателей и приступивших к своим обычным занятиям, их, не поверивших радостной вести, что Христос воскрес, теперь Господь укрепил животворящей силой Святого Духа, «воспоминул им всю» цель пришествия Своего на землю. И если раньше они боялись (апостол Петр убоялся даже сказать рабыне, что он был со Христом), то теперь они ревностно заявляют перед синедрионом, что лучше слушать Бога и проповедовать о Христе, чем слушать фарисеев и саддукеев. «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их».
Действие Святого Духа не ограничивается, следовательно, только апостолами и Иерусалимом, а распространяется на всех верующих во Христа во всем мире. Благодать Всесвятого Духа, которую Церковь получила в день Пятидесятницы, всегда пребывала в нашей Православной Церкви и будет пребывать в ней до скончания века. На протяжении всей истории нашей Святой Церкви не прекращается это «бурное дыхание» Святого Духа. Дух Святой говорил устами святых отцов на Вселенских соборах. Он низлагал ереси. Действием Его составлены, определены и утверждены все истины православной веры, которые мы исповедуем, которые неизменно в святости и чистоте сохранила и сейчас хранит только наша Святая Церковь. Эта сила благодати видимо пронзила все действия, всю жизнь Церкви Божией. Дух Святой явил непреоборимую силу в Церкви Христовой: в подвигах апостолов, мучеников, иерархов, укрепил их, чтобы с радостью и мужественно переносить бесчисленные адские страдания за Христа, совершал в них и через них бесчисленные чудеса. Церкви Христовой никогда не страшны были никакие волнения и угрозы, потому что ею руководит сила Святого Духа. Она подобна гранитной скале, о которую разбиваются волны житейского моря, стоит твердо и неподвижно. Но Дух Святой не только руководит Церковью, Он наполняет Своими дарами сердца верных Своих чад. Он соделал святыми и прославил чудесами и нетлением мощей бесчисленное множество благоугодивших Богу людей и до сего дня содействует спасению каждого из нас. Поэтому вне Церкви нет благодати Святого Духа, и кто не в общении с Церковью, в того не может вселиться благодать Святого Духа, а следовательно, он спастись не может.
Дорогие братия и сестры, если ученики Господа нуждались в Святом Духе, то тем более нужду в этом имеем мы, немощные душой и телом. Без Духа Божия нет истинной жизни в человеке, нет мира в душе, нет света Божия, нет правды, святости, истинной радости и блаженства. Без Святого Духа не может быть в нас и нет истинной веры, упования и любви, святой простоты, чистоты сердца, никакой истинной добродетели — и нет спасения. Ведь истинная цель христианской жизни, — учил преподобный Серафим Саровский, — в стяжании Святого Духа. И каждый христианин призван быть храмом Духа Святого. Присутствие Святого Духа — это отличительный признак истинных христиан. «Если же кто Духа [Святого] Христова не имеет, тот и не Его», — говорит святой апостол Павел. Мы часто слышим краткую церковную песнь за всенощной, что «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается».
Да, дорогие братия и сестры, только благодать Святого Духа может возродить нас, укрепить нашу веру, вдохнуть в нас любовь и сделать достойными наследниками Царствия Христова. Спасение, которое должно быть для нас дороже всего на свете и к которому мы так легкомысленно относимся, даром не дается. Для достижения его нам необходимо усердно подвизаться, цвести и благоухать всеми добродетелями. Чтобы Дух Святой вселился в нас, оживотворил наши души, умерщвленные грехом, для этого нужно каждому покаянием и молитвой очистить свое сердце, искренно желать и усердно стараться получить Его исполнением заповедей Христовых. «Кто хочет прийти ко Господу, — говорит преподобный Макарий Великий, — сподобиться вечной жизни, стать жилищем Божиим и удостоиться Святого Духа, тот… должен положить такое начало: во-первых, должно ему твердо уверовать в Господа, всецело посвятить себя словесам заповедей Его, во всем отречься от мира, чтобы ум совершенно не был занят ничем видимым; во-вторых, всегда надлежит ему пребывать в молитве и не отчаиваться, ожидая непрестанно посещения и помощи от Господа и во всякое время имея сие целью ума своего и, в‑третьих, надо всегда принуждать себя ко всему доброму, к соблюдению всех заповедей Господних, хотя бы и не желало того сердце, по причине пребывающего в нем греха; например, принуждать себя к смиренномудрию, кротости, милосердию…»
А старец Силуан, схимонах Афонский, говорит: «Вот самый короткий и легкий путь ко спасению: будь послушлив, воздержан, не осуждай, храни ум и сердце свое от плохих помыслов, а помышляй, что все люди добрые и их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святого Духа будет жить в тебе, и ты скажешь: “Милостив Господь”. Если же ты осуждаешь, ропотлив, любишь творить свою волю, то хотя бы ты и много молился, душа твоя оскудеет, и ты скажешь: “Забыл меня Господь”. Но не Господь тебя забыл, а ты забыл, что тебе нужно смиряться, и потому благодать Божия не живет в душе твоей; в смиренную душу она легко входит и дает ей мир и покой в Боге. Божия Матерь была смиренна более всех, и потому прославляется небом и землею, и всякий, кто смирится, будет прославлен Богом и будет видеть славу Господню». «Если бы все люди покаялись, — говорит он в другом месте, — и хранили заповеди Божий, то рай бы был на земле, ибо “Царство Божие внутри нас”. Царствие Божие есть Дух Святой, а Дух Святой и на небе и на земле Тот же».
Поэтому, дорогие братия и сестры, будем смиряться, принесем истинное покаяние. Появление у нас покаянного чувства уже является свидетельством того, что наш дух ожил от греховного усыпления. Ведь и Спаситель начал Свое служение проповедью о покаянии, и первым словом апостольской проповеди также был призыв к покаянию. Покаяние отверзает дверь дальнейшим действиям в нас Духа Божия. Святым Духом душа, оживленная покаянием, чистотою возвышается. Но оживление души, свидетельствуемое ревностью о спасении, есть только начало духовной жизни. Дух человеческий ожил, но и грех со страстями и похотями еще не умер. Начинается невидимая брань с грехом и злой силой. Без помощи Божией христианин не сможет выйти победителем. Он должен с сердечной молитвой обратиться ко Господу за помощью: «Прииди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны. Сердце чисто созижди во мне. Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
Долгое время человек, укрепляемый благодатью Божией, борется с грехом — иногда всю жизнь, и если не ослабеет его вера и ревность ко спасению, то наступает момент в духовной жизни, когда Дух Святой преобразует христианина в жилище Божие, человек соединяется с Богом и уже здесь, на земле, предвкушает и ощущает радость и сладость Царства Небесного.
Поэтому, дорогие братия и сестры, будем стараться очищать свое сердце от грехов, злых помышлений, земных пристрастий усердной молитвой и сердечным раскаянием, частой исповедью и достойным приобщением святых Христовых тайн. Будем верными сынами Святой Православной Церкви, ибо только в ней благодать Святого Духа, только в ней спасение. Помолимся Господу от чистого сердца: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся». Аминь.