В день святого пророка Божия Илии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы, возлюбленные братия и сестры, собрались в храм, чтобы почтить память великого и славного пророка Божия Илии, который жил очень давно, а именно, за девять веков до Рождества Христова.
Сегодня в Москве очень торжественно празднуют в храмах, посвященных его имени; богослужения совершаются многочисленным духовенством. Также и недалеко от Иерусалима, где он жил, в храме, построенном в честь его имени, сегодня особенно торжественно отмечается его память.
Пророк Илия был очень скромен и в разговоре, и в походке, и в одежде, и в питании. Эта великая добродетель - скромность, она рождает и все другие добродетели: смирение, кротость, милосердие, терпение, любовь.
Мы же не отличаемся скромностью и часто кичимся своей одеждой и всем, что имеем. Это отвлекает нас от Бога, от молитвы, от любви к Богу и ближним.
Пророк Божий Илия за свою скромность получил великую награду от Бога, он был взят живым с плотью на небо. Это очень редкое явление - попасть живым на небо!
Вчера из чтенного акафиста мы узнали, что пророк Илия еще с детства уже горел пламенною любовью к Богу, имел сострадательность и воспитывал в себе дар молитвы.
Когда царь Ахав отступил от Истинного Бога и увлекся идолопоклонством, то весь израильский народ был в смущении и многие отступили от Бога по примеру царя.
Когда человек спит и не может сам проснуться для исполнения своих обязанностей, то надо его разбудить.
Так и душа человеческая, если уснула во грехах, то надо ее разбудить. Бог будит ее через скорби и болезни. Когда народ израильский уклонился в идолопоклонничество, пророк Илия очень скорбел от такого нечестия народа и пламенно молил Бога наказать этот народ большими скорбями и болезнями, чтобы он вразумился. Он просил Бога не давать дождя 3 года и 6 месяцев, и Бог услышал молитву Своего избранника и не давал дождя 3 года и 6 месяцев. Стал большой город и большие скорби по всей земле израильской. Но народ не пробуждался и не вразумлялся. Нашлись такие люди, которые говорили:
- Пусть он (пророк Илия) если угодный Богу, испросит дождь на землю.
Илия велел всему народу собраться на гору Кармил, и когда собрались все, то сказал лжепророкам Вааловым, чтобы они просили и молились своему богу и если он пошлет дождь, то все поверят их богу, а если не пошлет, то он, пророк Илия, будет молиться своему Богу, и если Он пошлет дождь, то все признают Его за Истинного Бога. Так и сделали. Вааловы пророки кричали целый день:
- Ваал, Ваал! Услыши нас! - и били себя ножом до крови, по языческому обычаю, но дождя не было.
Когда же помолился пророк Илия, - молился он недолго, но с большой силой, - то Бог услышал его молитву и послал огонь с неба на жертву и пошел дождь, который оросил землю. При этом многие из народа израильского уверовали в Истинного Бога, но многие остались в ожесточении, не уверовали и даже стали преследовать пророка Илию.
Когда мертвеца кладут во гроб, то он не сопротивляется; когда над ним плачут, рыдают, то он не отзывается.
Так и душа человеческая, если ожесточилась, закоснела во грехах, то она есть мертвец, ее не пробуждают ни скорби, ни болезни, ни чудеса силы Божией.
Пророк Илия, видя, что многие остались в прежнем нечестии и даже стали преследовать его, стал просить у Бога, чтобы Он взял его душу с этой земли; но Господь, когда явился ему на горе Хориве не в огне, не в вихре и молнии, но мирно, при тихом веянии ветра, что значит любовь Божия и долготерпение, сказал ему в утешение, что есть у Него еще много верных сынов израилевых, которые не отступили от Бога Живого к ложным идолам и бесам.
Так и наша душа, к прискорбию нашему, часто бывает мертва. Мы слушаем в церкви вразумительные проповеди, но не исполняем их на деле, не живем по ним, остаемся в прежних грехах. Многие ходят в храм из любопытства или от скуки и стоят рассеянно, что грешно. В храме надо оставить все житейские попечения.
Так что же нам, отчаиваться? Нет!
Когда человек собирается в дальний путь, то избирает себе проводника или хорошенько спрашивает сведущих людей о направлениях в дороге, чтобы не заблудиться. Так и нам предстоит дальний путь - с земли на небо, в Царствие Небесное. Проводниками в этот путь Господь Бог нам дал великих пророков, которые указывают нам этот путь своею жизнью в Боге.
Но больше всего нам освещает путь в Небесное Царство Сам Господь Иисус Христос, как величайший из Пророков, ибо Он сказал: Я - Путь, Истина и Живот.
При пророке Илии было тяжелее спасать свою душу, тогда не было таинства покаяния и причащения. Но в Новом Завете Господь Иисус Христос основал на земле Церковь Свою Святую и даровал спасительные таинства. Так что никто не должен отчаиваться в спасении, хотя бы кого и тяготили самые страшные грехи; ибо если он из глубины души вздохнет и скажет: «Господи, я находился в заблуждении, выведи меня из заблуждения! Не хочу я быть рабом сатаны, но хочу быть Твоим рабом!» - и сразу после этого Господь придет на помощь: вразумит, наставит в истинном пути и утешит.
Если мы будем верить в силу молитвы Церкви, то мы спасемся.
Я уже говорил как-то раз о двух моментах Божественной литургии: первый - это малый вход, когда священнослужитель выходит из алтаря с Евангелием, означающий шествие Иисуса Христа на проповедь. При этом надо просить у Господа Иисуса Христа, чтобы Он даровал нам быть скромными, смиренными, кроткими, милосердными, чистыми сердцем, долготерпеливыми и иметь любовь к Нему и ближним своим, о чем Он Сам проповедовал в Евангельских блаженствах.
Второй момент - великий вход, перенесение Святых Даров с жертвенника на престол, означающее шествие Иисуса Христа на вольные страдания и смерть ради нас, грешных.
Участвуя в этом моменте, надо просить у Господа духа покаяния и тянуться ко Святому Причастию, которое есть Огонь, попаляющий терние грехов.
Пророк Илия своей молитвой испрашивал у Бога огонь с неба; так и во время каждой литургии по молитве священника сходит Божественный огонь с неба, попаляющий терние грехов наших.
Будем молиться святому пророку Божию Илии, и он не посрамит нас, подкрепит нашу слабую молитву, исправит нам у Бога дух покаяния и желание причащаться Святых Христовых Таин, что попалит терние наших грехов. Аминь.