Вера и ревность. (Слово в деревне Каменке, на р. Оби, Ордынского прихода, Томской епархии, сказано по случаю торжества в честь местно-чтимой иконы Святителя Николая Чудотворца.) 1908 г.
Приспе день светлого торжества, град Барский радуется и с ним вселенная вся ликовствует.
Приспел день светлого торжества и для вас, возлюбленные братие. Радостно видеть это великое множество народа, собравшегося здесь, пришедшего из селений за 200–300 вёрст, несмотря на небывалое разлитие вод, несмотря на эту бурю, бушующую на реке, несмотря на видимую опасность путешествия и неудобства жизни в этой местности в течение времени богомоления. Велико, значит, усердие ваше к святыне, велико почитание святого угодника Божия.
Из песни церковной, сейчас нами приведённой, вы слышите и узнаёте, что и по всей вселенной воздаётся похвала святителю Христову Николаю. Но по всей справедливости до́лжно сказать, что особое в преимущественное почитание его мы видим среди русского православного народа. В трогательной простоте народ наш считает великого угодника Христова русским по происхождению, хотя на самом деле он жил далеко раньше того времени, как стало существовать само русское царство: так много в угоднике Божием Николае близкого и родного для русской народной души. В трогательной и умилительной простоте русский народ изукрасил жизнь святителя такими сказаниями, которые изображают его особливо близким к простому русскому человеку, участливым к горю и радости крестьянина, входящим во все его нужды и заботы. Так велико и горячо почитание угодника Христова, так одушевлены рассказы об его жизни, полной веры и чудес, полной любви, дел милости и смирения, так много чудес явлено им в ответ на веру и молитвы среди русского народа, так ярко и ясно начертан всеми этими рассказами и событиями духовный образ особливо чтимого русским народом угодника Божия, что даже не ведущие Христа инородцы, соприкасаясь с русским народом, невольно проникаются благоговением к святителю Христову, чествуют его, возжигают свечи пред его образом, призывают его на помощь. Вам это, конечно, известно из жизни язычников недалёкого от вас Алтая.
Правилом святой веры и ревностным её исповедником и защитником, с одной стороны, а с другой – образом незлобия и кротости, образом любви и милосердия, скорым помощником в бедах, защитником невинных, страдающих, гибнущих, бедных и угнетённых, Николой-Милостивцем, – вот в каком свете представляет себе народ наш святителя Христова Николая, вот в каком свете изображает пред нами святителя его житие.
И здесь-то – глубокое и настоятельно нужное поучение нашему времени. Строгость и правда не одно и то же, что жестокость и злоба; милость и любовь далеко не одно и то же, что слабость и попустительство на зло. И как в Самом Боге правда и милость сретостася, истина и мир облобызастася, так и в угодниках Его мы видим то же самое: и то же самое должны и для себя почитать образцом жизни и поведения. Читайте житие святителя Николая, вслушивайтесь в слова акафиста в честь его, что ныне с той минуты, как забрезжило на небе светом, здесь беспрерывно читается священнослужителями, по просьбе верующих: вы увидите, вы услышите, что святитель Николай, будучи образом незлобия и кротости, не только Арию, нечестивцу и хулителю православной веры, с силой противостал в слове, не только этого взбесившегося еретика пред всем собором святых отцов он обличил и отогнал горячим словом, но в порыве неудержимой ревности, в самозабвении горящего и пламенеющего духа, подобно древнему пророку Илии, он ударил хулителя и врага Божия... Собор отцов укорил за это святителя, но Сам Господь простил ему невольное увлечение духом ревности. Вы увидите далее, что милостивый к одним, – к невинно-страждущим, и верующим и смиренным, святитель является грозным обличителем других, – нечестивцев, гордецов, неверов, лжецов, притеснителей угнетённых, злоупотребляющих силой и властью, торгующих честью и верой.
В наше время, когда лжеучители стараются спутать все понятия о добре и зле и, соблазняя на зло, прикрываются обычно именем правды и любви, повторяем, – на эту особенность жизни святителя Николая надлежит обратить особое внимание. Её-то именно и приметил русский человек своим простым и здравым сердцем, своим простым и здравым умом, которого не обманешь хитросплетённым и лукавым словом.
Не только речи взбесившегося Ария, – худшие в тысячу раз речи ныне повторяются и распространяются окаянными совратителями нашего доброго и верующего народа. У Ария и его теперешних подражателей приёмы и способы соблазна все одни и те же: Арий сочинял песенки и стишки, в которых складной речью излагал своё нечестивое учение о Христе, с целью удобнее, легче и быстрее распространить его в народе, – и то же самое делают теперь и современные лжеучители, сочиняя и распевая с народом и рабочими бунтовские и соблазнительные песни. И что же мы слышим в этих песнях и речах? Говорят прямо против Господа и Христа Его; распространяют сектантство в тех старых здешних сибирских селениях, где издревле жили верные Церкви православной ваши деды и прадеды; стараются научить особым сектантским стихам и песням, в которых нет здравого учения веры, и которые составлены не апостолами и святыми мужами, не богомудрыми отцами и учителями, как это видим в православной Церкви, а неизвестными и озлобленными отступниками от истины и веры. Другие идут ещё дальше: отвергают совсем Бога, учат «отречься от старого мира» с его верой и святынями, учат безбожию молодых людей, разрушают здоровую и чистую семейную жизнь, сочиняют всякие небылицы и клеветы на Царя и правительство, научают на бунты против властей, на убийства, грабежи и насилия, призывают к сопротивлению всякому закону, всякому порядку. Вы сами знаете, сколько таких сосланных, высланных, беглых преступников, порочных людей, которые не сумели жить среди своих близких, являются сюда учить вас, как надо жить...
И вот, чтоб иметь доступ к душе народной, чтобы быть услышанными, чтобы достигнуть легче своих целей соблазна и смущения, эти сыны погибельные уверяют, что будто бы, по Христову учению, надобно всем предоставлять полную свободу, – свободу слова и убеждения, никого не карать и не наказывать, что бы он ни говорил и как бы он ни мутил народ. Они уверяют, будто дух любви Христовой повелевает всех таких смутьянов и совратителей выслушивать охотно, приветливо и с любовью принимать их речи. А тех, кто из любви к народу и по долгу своего звания предостерегают народ от увлечения этими сатанинскими учениями, указывают на грядущую опасность и гибель от деятельности совратителей народных, разоблачают их злобу, обман и лукавство, – тех они объявляют гонителями мысли и свободы, гонителями просвещения. Сами вы хорошо можете сообразить, к чему ведут и чего достичь хотят такие их речи: пусть добро молчит, а зло действует во всю силу, – вот чего они хотят добиться. Но всего отвратительнее здесь то, что нечестие лицемерно и лукаво ссылается на учение о любви Христа Спасителя, того нашего Спасителя и Господа, Которого они, нечестивцы и лжеучители, сами первые не признают и оскорбляют. И вот, идёт постоянная путаница слов: любовь, милосердие, – кричат проповедники нечестия, и подразумевают под этими словами – слабость, безразличие добра и зла и явное попустительство на всё худое, тогда как между любовью и слабостью, между милостью и попустительством на зло лежит огромная, непроходимая пропасть. Это и видим на примере жизни и подвигов святителя Николая, горевшего ревностью по вере и правде, всегда с силой, до готовности вынести и пытки, и тюрьму, и самую смерть, восстававшего в защиту правой веры и указанной верой правды.
Что же? По духу ли Христову, и по духу ли святых апостолов поступал святитель Николай? И как теперь нам относиться к нынешним подражателям и продолжателям Ариева безумия и беснования?
Вспомните, братие, как ревность по дому Божию снедала Сына Божия, и как наш Спаситель, всегда кроткий и милующий, в святом гневе, вооружившись бичом, изгоняет нечестивых осквернителей святыни из дома Господня.
Пусть же изгнан будет из дома Божия и из среды верных всякий, кто осмелится осквернять и оскорблять наши святыни веры, наши алтари и храмы, будет ли он это совершать делом или словом, – всё равно. На то поставлена власть церковная, которой заповедано апостолом: «измите злаго от вас самех» (1Кор. 5:13). На то поставлена и власть гражданская, чтобы, по учению апостольскому о праве и обязанности власти, поощрять добро и карать зло (1Пет. 2:14), избавляя верных от присутствия осквернителей и оскорбителей святыни.
Вспомните далее, кто из апостолов был по преимуществу проповедником любви и сам был преисполнен любви? Это – св. Иоанн, память которого мы вчера прославляли. Это он учит, что не любящий брата пребывает в смерти, что ненавидящий ближнего есть человекоубийца. Но послушайте, что апостол любви говорит нам о нечестивых соблазнителях: «Многие обольстители вошли в мир. Наблюдайте за собой, чтобы вам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Кто приходит к вам и не приносит правого Христова учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2Ин. 1:7, 8, 10–11). Слышите, как строг суд к этим нечестивцам?
Апостол любви воспрещает даже молиться о таковых, согрешающих грехом к смерти (1Ин. 5:16). И понятно: ведь грех противления и упорной злобы против Божественной Истины, и по слову Воплощённой Любви, Христа Спасителя, не простятся людям ни в сей век, ни в будущий (Мф. 12:31). И даже слово вразумления, в ответ на такую злобу, является бесплодным, почему и заповедано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его своими ногами и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6).
И другой апостол учит: «Вкрались некоторые люди, нечестивые, ругатели, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высшие власти, ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям; уста их произносят надутые слова; они отделяют себя от единства веры. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, сохраняйте себя в любви Божией. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте»... (Иуд. 1:4–23).
Мы уже сказали, что страхом спасать есть право и обязанность законной власти, посылаемой для наказания преступников и для поощрения делающих добро (1Пет. 2:14). А наша обязанность – делая добро, заграждать уста невежеству безумных людей (ст. 15). Пусть же горит и пламенеет в нас вера и ревность, пусть всегда, как сегодня, это множество верующих стекается к святыням, пусть каждому оскорбителю святыни ясно будет, что его вопли неверия и призыв к смуте – это клокотание зловонной грязи, которое хочет перемочь силу звука и раската грома небесного... Пусть одним путём приходят к нам нечестивые соблазнители и, посрамлённые, отвергнутые, проклятые, семью путями бегут от нас, как бегут ночные тени с горных высей, когда их озарит луч солнца. Пусть знают они, что на их попытку замутить нас, на каждое их гнилое слово готов ответ наш, ответ добрый, уверенный, вразумительный, сильный верой и усердием к вере, сильный любовью Богу и ревностью об Его славе, об Его святыни, той ревностью, которая всем пожертвует, всё отдаст, на всё пойдёт, а веры и Бога не предаст.
Триста лет тому назад здесь лежала «орда», от которой теперь осталось только имя здешней речки («Орда»), да название селения («Ордынское»). Здесь царила густая тьма язычества.
Плыли сюда на новые места предки ваши, плыли не одни: с ними был этот чудотворный образ Святителя Христова, с ними была их святыня, – вера в душе и её внешнее обнаружение – почитаемая икона почитаемого угодника. И вот, при ночлеге на этом берегу явлено знамение верующим, что именно здесь им нужно остановиться и поселиться, – здесь, рядом с опасным врагом, рядом с местом обитания зловерия и язычества. И раз, и два, и до сорока раз, как бы вопрошая Господа и желая ясно узнать волю Его, пытались они уйти отсюда и плыть дальше и выше: и всякий раз струг со святой иконой опять приставал к этому месту. Основалось поселение. Что же, посрамила ли вера верующих? Пожалели ли они, что послушались голоса веры? Или сдались они пред напором язычников? Уступили им в исповедании веры? Отказались от своей и переняли чужую?
Нет! И честно, и грозно хранили они веру в Бога, верность Его Церкви, хранили верность России и русскими государям, хранили единство веры и святынь со всем русскими народом. Истаяла орда; и сгинула тьма; и раздвинулась безбрежная страна для русского народа; и засияли кресты на храмах; и беспрепятственно из года в год эти тысячи верующих через все препоны пути, через все неудобства погоды приходят сюда к святителю и чудотворцу Николаю обновить веру, возжечь усердие, воспламенить ревность.
Смотрите, как пылают эти светильники, смотрите, как несётся этот фимиам, смотрите, какой радостью и торжеством звучат молитвы и песнопения в устах хора из детей вашей церковной школы! Пусть всё это будет образами и подобиями нашей огненной веры и нашей пламенеющей о вере ревности.
Не ослабевайте, братие, в этих святых чувствах! Не смущайтесь тем, что шатающиеся по селениям бездельные и праздные лжеучители, возглашая себя мудрыми и образованными, говорят и действуют в подрыв нашей вере. Сам Спаситель о том поведал, – поведал, как утаил Господь от премудрых и разумных то, что открыл младенцам (Лк. 10:21). И апостол возвестил, что почитающие себя мудрыми обезумели пред мудростью веры и креста (1Кор. 1:19 и далее). Не ослабевайте в вере и ревности, заграждайте уста безумию безумных, отстаивайте святыню от всяких на неё посягательств, не позволяйте ни словом, ни взглядом её оскорбить, – и как дикая орда, как тьма перед светом, отступит от вас эта новая дьявольская дружина, эта сатанинская орда соблазнителей.
Вечно слово Господне: «Видех сатану, яко молнию с небесе спадша. Се даю вам власть наступати на змию, и скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит. Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех!» (Лк. 10:18–20). Аминь.
*Произнесено вне храма под обширным навесом, в присутствии множества народа и при участии общего хора учеников Ордынской второклассной школы, на молебствии, совершённом при участии 5 священников соседних приходов.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).