В день Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры! Святой апостол Павел заповедал нам постоянно помнить наставников наших, которые проповедовали нам слово Божие, и, вспоминая их великую веру, любовь и святую жизнь, подражать им.
Святая и славная жизнь Иоанна Крестителя, память которого мы ныне благоговейно чтим и славим, учит нас очень многому. Предтеча Господень - это образец монашеской жизни и особый покровитель, ходатай и молитвенник у престола Божия за иноков, девственников. Таким и считали его первые христиане-подвижники, его пример особенно воодушевлял их в отшельнических трудах. У него учились уединению, ибо он с детства был в пустынях. У него учились преданности Богу, постничеству, ибо он питался случайно попадавшимися в пустыне растениями. У него учились простоте в одежде, ибо одежда его была из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах. У него учились преданности Богу, безбрачию, самоотвержению, смирению, нежалению жизни ради своего спасения и спасения других - словом, учились добродетелям, проявления которых так явственны в его жизни.
Как Предтеча новой благодати, как проповедник покаяния, как указатель правил богоугождения и руководитель ко Христу, он образец и наставник спасительной жизни вообще для всех христиан. Все возрасты и все сословия, чем бы кто ни занимался, на какой службе или должности ни состоял, - каждый найдет для себя достаточно вразумительные назидания то в словах его, то в разных случаях из его жизни.
С первого взгляда жизнь Предтечи Господня кажется неподражаемой по своей высоте и исключительности. Он был избран Богом еще от чрева матери и уже в ее утробе исповедал Христа Господом и почтил Пречистую Владычицу «взыгранием». Вскоре после рождения младенец в пустыне возрастал и укреплялся духом под всевышним покровом, в соответствии со своим назначением. Оттуда особым зовом свыше он был призван на подвиг приготовления людей к встрече с Господом. Своей пламенной проповедью он призвал к покаянию тысячи заблудших людей, вразумил и указал им путь спасения в Господе Спасителе нашем. Он удостоился крестить Спасителя, слышать голос Бога Отца и видеть Духа Святого, в виде голубя сшедшего на Иисуса Христа. Совершив свой пророческий подвиг, по Божию попущению, он был заключен в темницу за бесстрашное обличение неправды. По злобе женщины, со стороны одной, и женоподобной слабости, со стороны другого, он заканчивает свою жизнь мученически. «Чему же тут можно подражать, - подумает каждый из нас, - и чему поучаться нам, немощным?»
Святой Иоанн Предтеча избран Господом еще от чрева матери своей. Его зачатие предвозвещается, его будущее служение предуказывается, возвещается и ожидающая его слава в благодатном Царстве. Вот черта, кажущаяся более всех далекой относительно нас, которая, однако же, более всех близка нам. И мы все, христиане, избраны от чрева матери, нам предвозвещено и назначение наше. Святой апостол Павел пишет, что Бог избрал нас во Христе Иисусе прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви и благодаря этому стали наследниками вечной жизни. То, что мы родились от христианских родителей и через крещение соделались христианами, что первая по отношению к нам милость Божия - это избрание нас причастниками благодати Христовой и уготованных нам вечных благ. В том и состоит уподобление святому Иоанну в избрании! Постараемся же быть ему подобными и в оправдании избрания. Он показал себя именно таким, каким был избран. Покажем и мы себя такими, какими избраны, к чему и святой апостол Петр призывает: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание».
Святой Иоанн удаляется в пустыню, чтобы возрастать и приготовляться к своему служению. Это великий урок родителям и воспитателям! Скажете: неужели и нам надо уходить с детьми своими в пустыню? Нет, не в пустыню уходить надо, а устраняться от всех противохристианских обычаев и хранить своих чад от пагубного влияния. Ибо и святой Иоанн был удален промышлением Божиим в пустыню с той целью, чтобы там возрасти в совершенно новых правилах и на иных началах, без примеси старых иудейских порядков. Христианин-младенец в крещении получает семя новой благодатной жизни. Дух мира и обычаи его совершенно противоположны этой жизни. Поэтому и надо отдалить от этих обычаев новокрещеное дитя, чтобы они, как терния и волчцы, не подавили в нем ростка новой жизни. Если устроили так, то это и будет для младенца пустыней. Кроме того, надо держать его под влиянием церковной благодатной жизни, пока он укрепится и станет способным выйти на делание по своему назначению.
Возросший и приготовленный Предтеча вызывается на свое делание гласом свыше. Слышится и христианами, дорогие братия и сестры, этот голос Божий, когда они вступают в трудовую деятельную жизнь. Этот голос передается через родительское благословение, через совет и благословение духовника, а внимательные, исполненные страхом Божиим верующие, имеют указания свыше через голос совести, всем этим руководствуются и идут путем жизни преблагословенной, несмотря порой на внешне неблагоприятные условия.
С великим усердием и любовью совершал Предтеча Господень свое служение, не щадя жизни, не взирая на лица, не поддаваясь сомнению. Этот урок прост, и многими, возможно, не очень ревностно, не вполне совершенно исполняется. Где бы Господь нас ни поставил, на какую бы службу или работу, мы должны исполнять ее добросовестно во всем, как требует закон Божий, закон совести, житейский и гражданский, - во всем имея в виду благо ближнего и славу Божию. На это указывал святой Иоанн, давая лицам разного рода особые наставления. Когда собрался около него народ и некоторые спрашивали, что им делать, он отвечал: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же», то есть помогайте друг другу, кто чем может. Спрашивали его мытари, что им делать, и он сказал им, а в их лице - всем начальствующим: «Ничего не требуйте более определенного вам». Воинам он заповедал никого не обижать и довольствоваться своим жалованием.
За нелицеприятное обличение неправды святой Иоанн был заключен в темницу и мученически, через усекновение главы, закончил свою жизнь. За то он прославлен на небе и славится во всем христианском мире, а виновники его смерти и здесь наказаны (Ирод с Иродиадой были сосланы в ссылку, где бедно жили и бедственно умерли) и по смерти, конечно, будут страдать вечно.
И мы, дорогие братия и сестры, добросовестно совершая свое служение, не должны бояться и падать духом, если нас постигнут скорби, притеснения, если будут потери и даже опасность, грозящая жизни. Пусть злоба торжествует. Есть Всевидящее Око и есть праведное воздаяние каждому по делам его. Земная жизнь очень коротка, и потери ее - временные, а загробная жизнь - без конца. Малой ценой и кратковременной потерей обрести вечный покой - какая славная и великая награда! «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас», - говорит святой апостол Павел. А что хотящие жить благочестиво бывают гонимы, то это закон здешней жизни, среди неправедного мира, и Господь страдал, и все апостолы, и все святые, в большей или меньшей степени. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей [мучеников и страдальцев]… с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса. Итак, дорогие братия и сестры, взирая на образ святой жизни святого Иоанна, Предтечи Господня, будем подражать ему в добродетелях, принесем плоды, достойные покаяния, и сподобимся вечных обетованных нам благ. Аминь.