Проповеди на праздники:


В день преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Еще раньше мы с помощью Божией разобрали и рассудили о душе человеческой - какое это неоценимое сокровище. Господь любит душу человеческую больше всего на свете, потому что она создана по образу и подобию Божию. Душа человеческая есть невеста Христова и должна принадлежать Христу.

Но есть еще завистник рода человеческого - дьявол, он тоже борется за душу человеческую и хочет, чтобы она принадлежала ему, поэтому он делает ее темной, мрачной, смрадной, то есть такой, какой он сам; и когда он добьется этого, тогда владеет такой душой. Сходно со всем этим то, как морские разбойники-пираты, когда находятся на земле, ловят и похищают красивых женщин и девиц.

Сегодня Православная Церковь празднует память преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. Особенно торжественно празднуют сегодня в Троице-Сергиевой Лавре. Туда приехали многие святители не только нашей страны, но и из зарубежных стран. Они хотят помолиться и получить благословение у преподобного Сергия. Сам Патриарх Алексий перед совершением важных патриарших дел всегда кланялся у раки преподобного Сергия и просил его благословения.

Спрашивается: за что же его так прославляют и так торжественно чтут его память? За то, что он с юности возлюбил, усвоил истину Христову, то есть благочестивую и добродетельную жизнь, которая выражается в исполнении двух заповедей: возлюби Бога и ближнего.

Эту истину и каждый из нас должен усвоить, впитать в себя с помощью Божией, по мере сил своих.

Родители его были знатные бояре - схимонах Кирилл и схимонахиня Мария. Родился он в 1314 году, жил 77 лет, через 32 года после его смерти были прославлены его мощи. До вступления в монашество его имя было Варфоломей, а после вступления в монашество его имя стало Сергий. С юных лет у преподобного Сергия была склонность к монашескому житию, но родители не благословили его вступить в монашество, пока они живы, говоря, что когда они умрут, и он похоронит их, тогда может исполнить свое желание.

После смерти родителей преподобный, желая оставить мирскую суету, ушел в лесные дебри, где подвизался в пении, бдении, пощении. С ним ушел и брат его Стефан с сыном Феодором, последний впоследствии был великим человеком - архиепископом. Брат его Стефан не мог выдержать такой суровой подвижнической жизни в лесу и уговаривал своего брата уйти в Москву, в монастырь, но тот не соглашался лишиться подвига и вступить на более легкую жизнь.

Преподобному Сергию был дан особый дар, особая ревность, поэтому он мог вместить все трудности подвижнической жизни и выдержать тяжелую борьбу.

Брат его ушел на время в Москву, преподобный Сергий остался один. Когда любители подвижнической жизни услышали о подвигах преподобного Сергия, тогда стали приходить к нему, и собралось их 10-12 человек; они просили Сергия быть их наставником. По своему смирению он не соглашался, но потом понял Промысл Божий о спасении не только себя, но и людей, поэтому согласился.

Они выстроили себе келии в лесу и огородили забором. Впоследствии, когда уже была выстроена церковь и преподобный Сергий совершал богослужение, так, что из Потира, где были Святые Тайны Христовы, исходил огонь, то есть благодать Святаго Духа, враг рода человеческого позавидовал святости Сергия и среди духовных чад его начал строить козни: сеять вражду, зависть. Он слышал, как на клиросе, его называли тщеславным святошей. Он решил со смирением и покорностью удалиться с этого места, как сказано: «Удались от зла и сотвори благо». Когда он удалился, то его духовные чада испытали много трудностей и скоро опомнились; но бывает, что некоторые и нескоро опомнятся во вред себе. Но они, как скоро опомнились, стали просить митрополита Алексия уговорить преподобного Сергия вернуться к ним, и он покорно вернулся, не помня их зла, и управлял обителью, хотя и были некоторые с затаенной злобой против него. Но он с помощью Божией побеждал все вражеские козни. Он видел много видений, как полчища демонские хотели делать ему зло, но он их отражал молитвой и постом.

Преподобный Сергий так любил людей, что никого не огорчал, но каждого хотел утешить и за это он сам стяжал великие христианские добродетели: кротость, смирение, послушание, незлобие, любовь. А тот, кто огорчает чем-нибудь других, теряет добродетели христианские, и от него отнимается благодать Божия.

У одного подвижника спросили:

-  Какая самая большая потеря? Он же ответил вопросом:

-  А как вы сами думаете?

Они сказали, что большая потеря для Исава, это когда он променял свое первородство на чечевичную похлебку. Подвижник на это ответил:

-  Это не такая большая потеря, как потеря благодати Божией. Пусть человек приобретет весь мир, но если повредит душе своей, то есть если он потеряет благодать Божию и сделается негодной солью, которую выбрасывают вон, то никакой ему пользы от этого нет.

Итак, самая большая потеря это потеря благодати Божией.

Царь Саул и царь Давид были оба помазанники Божии, то есть имели в себе благодать Святаго Духа, но злой дух вселился в Саула завистью к Давиду. Он завидовал его славе и чести и хотел, чтобы вся слава и честь принадлежали только ему, поэтому он возненавидел Давида и старался погубить его. Давида окружали льстецы и лицемеры и хотели умертвить его, но это им не удалось. Затем, однажды, когда Давид был в хорошем расположении духа, Саул хотел вонзить меч в его сердце и умертвить его, но меч проскользнул мимо и воткнулся в стену. Давид был спасен.

Господь много раз предавал Саула в руки Давида, но он не убивал, так как Саул помазанник Божий; в доказательство этого он отрезал край одежды Саула и показал ему, но Саул и этим не вразумился и продолжал преследовать Давида. Тогда отошла от Саула благодать Святаго Духа и он при одном сражении с врагами, когда узнал, что будет побежден, стал просить своего оруженосца убить его, чтобы избавиться от такого бесчестия, но оруженосец не стал убивать своего правителя; тогда он сам, поставив меч, упал на этот меч и умер.

Таким образом, из этого видно, что если кто огорчает, преследует, делает зло другому, то это зло оборачивается на его же голову.

Царь Саул преследовал Давида, желая ему смерти, Господь много раз его предостерегал оставить эти преследования невинного Давида, который много раз мог бы убить Саула, но он этого не делал, а Саул этим не вразумился, Господь оставил его, не стал ему помогать, и он так же погиб, как хотел погубить Давида.

Так и среди нас есть много людей, которые по зависти делают зло другим, и это зло оборачивается на них же самих.

Зло приносит нам большой вред. Даже целые государства хотят делать зло другим государствам. Примером может служить Наполеон и Гитлер, которые имели злые замыслы против других государств и против России, но потерпели полное поражение. Теперь все люди доброй воли стремятся к добру, к правде, хотят жить в мире и не воевать, но люди злой воли не хотят мира и делают зло другим.

Вот мы, священники, говорим с амвона и наставляем вас на все хорошее. Наши слова не должны только бить воздух, но должны доходить до вашего сознания и осуществляться на деле; но если же вы наши слова слушаете и не исполняете на деле и продолжаете делать зло, то оказываетесь лжецами.

Избави нас, Боже, от этого!

Если мы пренебрегаем полезными наставлениями священников и всех людей доброй воли, то этим приносим себе большой вред, который потом ничем уже нельзя исправить. Так, например, были две девицы, которые любили очень сладко кушать, но им подсказали, что это вредно для здоровья, может развиться сахарная болезнь. Одна девица послушалась и стала пить горькие лекарства и этим избавилась от сахарной болезни. Но другая не послушалась и сказала:

- Нет, я люблю сладкое, я люблю шоколад.

У нее развилась сахарная болезнь и она стала завидовать той, которая была здорова. Но вред уже нельзя было исправить, здоровья не вернуть.

Другие говорят: «Я люблю красивого молодого человека» или «я люблю вино». Но это все страсти, с которыми нужно бороться, чтобы не потерпеть большого вреда для души и тела. Это не любовь, если она приносит вред здоровью. От неумеренного пьянства развивается так называемое «давление», но люди заражены этой страстью, не щадят себя, продолжают пить и многие умирают без покаяния. Нельзя отдавать себя во власть страстей, но нужно с помощью Божией побеждать их.

Вот мы теперь будем молиться преподобному Сергию. Он великий и поможет не только каждому в частности, но может помочь целому государству.

Итак, да поможет нам Господь по молитвам преподобного Сергия не делать никому зла, но делать только добро и этим мы приобретем великие добродетели Божии: кротость, смирение, послушание, долготерпение, любовь и прочее, и благодать Божия никогда не отступит от нас, но всегда будет пребывать с нами и приведет нас к вечной жизни. Аминь.  

Проповеди на праздники:

Наверх