В день празднования Казанской иконе Божией Матери. Взбранная Воевода
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры! Прославление Божией Матери началось еще до рождения от Нее Христа Спасителя. Ей воздал славу и честь архангел Гавриил во время Благовещения. Ее прославила праведная Елисавета при свидании с Ней, назвавшая Ее Матерью Господа и ублажившая Ее за твердую веру и истину, возвещенную Ей от Господа устами архангела Гавриила. Святая Церковь именует Ее честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим. Даже ангелы преклоняются пред Нею как пред Царицею Небесною. В лице Ее человеческое естество превознесено превыше ангелов. Церковное почитание Богоматери совершается ежедневно и соединяется с каждой церковной службой. К числу бесчисленных наименований, произносимых Церковью в похвалу Богоматери, относится и наименование «взбранная воевода».
Что значит «взбранная воевода»? Многие думают, что это «избранная воевода», или военачальница. Конечно, нет. В точном переводе с греческого языка «взбранная» значит «бранно подвизающаяся». Так перевел это слово на русский язык митрополит Московский Филарет. Так Она названа потому, что победительно помогала и помогает православным христианам в брани с неприятелями. Впервые Богородица названа «Взбранною Воеводою» в акафисте, составленном в честь Ее в VII веке при императоре Ираклии, в благодарность за избавление от врагов, осадивших Константинополь с моря и суши. Напрасны были усилия греческого войска отразить супостатов до тех пор, пока не стала защитницей греческой столицы Сама Богоматерь. Патриарх Сергий с крестным ходом вынес на берег моря икону Богоматери и ризу Ее. Как только он погрузил в морские воды эту священную ризу, поднялась страшная буря, которая разметала неприятельские корабли. В то же время потерпели поражение осаждающие город на суше. В этом случае Пресвятая Богородица явила Себя в полном смысле победоносной Воеводой, и Церковь восписала Ей победительные песни, известные как акафист, начинающийся словами: «Взбранной Воеводе победительная… восписуем Ти раби Твои, Богородице…» Подобную победительную помощь Матерь Божия много раз оказывала нашей Родине, Святой Руси и православному ее народу. Так, по молитвам пред Владимирской чудотворной иконой Богоматери Москва была спасена от татарского нашествия. Заступлением Богоматери, по молитвам пред Ее Тихвинской иконой, избавлен был от нашествия шведов Тихвинский монастырь и отвращена опасность дальнейшего продвижения неприятеля в глубь России.
Нынешнее празднование Пресвятой Богородицы в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в память избавления Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Начало XVII столетия известно в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских завоевателей, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву Святейшего Патриарха Гермогена русский народ встал на защиту Родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
Святитель Димитрий Ростовский в «Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани» говорит: «Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не только праведных, но и грешных. Но которых грешных? Тех, которые возвращаются к Отцу Небесному, как блудный сын; воздыхают «биюще перси свои», как мытарь; плачут у ног Христовых, как грешница, омочившая ноги Его слезами, исповедание Ему принося; как разбойник на кресте». На таких грешников Пречистая Божия Матерь призирает, и ускоряет помощь им, «и от великих бед и зол избавляет».
Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием, русские войска 27 октября года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование это в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в году.
Дорогие братия и сестры! Во всех этих случаях Пресвятая Богородица являлась Взбранной Воеводой.
И Она подает нам помощь в борьбе не только с внешними, видимыми, врагами, но и с духовными — невидимыми, то есть злыми духами. Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Эти враги непрерывно воюют против нас, возбуждая в душе нашей злые и нечистые помыслы, чувства, желания или усиливая их, если они возникли у нас независимо от вражеских искушений. Злые искусители тем опаснее, чем пагубнее для нас их козни, ибо они по самой природе своей невидимы. Борьба с бесовскими искушениями настолько трудна, что одних только собственных сил наших недостаточно для успешного ведения ее. Необходима для этого благодать Божия. О даровании нам благодатной помощи во избавление от бесовских искушений Господь наш Иисус Христос научил нас умолять Отца Небесного такими словами: «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». И эта помощь нам подается во многих случаях по молитвам Богородицы, ибо Ей, по особой Материнской близости к Сыну Ее и Богу, «дадеся благодать молитися за нас», ходатайствовать за нас. По вере в силу Ее ходатайства мы, по руководству Церкви, просим Ее умолить Господа «да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимый враги наша». Но уповая на Ее помощь, мы сами должны напрягать наши силы для победы над бесовскими искушениями, ибо помощь дается только труждающимся, а не ленивым. Только при этом условии мы можем надеяться одержать победу над врагами нашего спасения под знаменем Взбранной Воеводы. Аминь.