В день празднования иконе Божией Матери Боголюбской

В день празднования иконе Божией Матери Боголюбской

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие бра­тия и сестры! За всю свою мно­го­ве­ко­вую и мно­го­стра­даль­ную исто­рию пра­во­слав­ная наша Отчизна посто­янно испы­ты­вала на себе заступ­ни­че­ство Божией Матери, осо­бенно в тяже­лые годины испы­та­ний. Как Царица Неба и земли, Она утвер­ждала госу­дар­ство Рус­ское; Взбран­ная Вое­вода - Она спа­сала города от вра­же­ских наше­ствий; Хода­та­ица за род чело­ве­че­ский, Она, как род­ная мать, забо­ти­лась об обра­ще­нии заблуд­ших на путь пока­я­ния и доб­ро­де­тели; Радость скор­бя­щих - Она спе­шила на помощь страж­ду­щим. Сколько раз Она чудо­дей­ственно побеж­дала вра­гов Рос­сии в ответ на слез­ные мольбы о помощи наших пред­ков - рус­ских людей. И народ ценил и пом­нил эти бла­го­де­я­ния, про­слав­лял Пре­свя­тую Бого­ро­дицу, устра­и­вал в горо­дах и селах в честь Ее мно­го­чис­лен­ные храмы, мона­стыри или цер­ков­ные при­делы. Люди писали Ее бес­чис­лен­ные иконы, с вели­кой верой и бла­го­го­ве­нием моли­лись пред ними и полу­чали бла­го­дат­ную помощь и исце­ле­ния. В те дни живой веры и любви слова молитвы: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Вла­ды­чице» - были не про­сто сло­вами, а жиз­нью. Народ, молив­шийся Царице Небес­ной пред Ее ико­ной о своем спа­се­нии, вла­гал в эту молитву всю свою душу, пове­рял Ей все свои страхи и надежды, скорби и радо­сти. И Мати Гос­пода Выш­няго нико­гда не остав­ляла чад Своих. Наши бла­го­че­сти­вые предки оста­вили и нам этот свя­той при­мер, чтобы и мы, под­ра­жая им, моли­лись, про­слав­ляли Бого­ро­дицу и спа­са­лись под Ее покровом.

Сего­дня мы про­слав­ляем Божию Матерь в честь Ее чудо­твор­ной иконы, име­ну­е­мой «Бого­люб­ской».

В  году князь Андрей Бого­люб­ский, пере­се­ля­ясь из сво­его удела - Выш­го­рода в свою род­ную Суз­даль­скую область, взял нахо­див­шу­юся в выш­го­род­ском деви­чьем мона­стыре чудо­твор­ную икону Бого­ро­дицы, ныне име­ну­е­мую Вла­ди­мир­ской, при­не­сен­ную ему в дар из Кон­стан­ти­но­поля. Неда­леко от Вла­ди­мира лошади, вез­шие киот с ико­ной, вдруг оста­но­ви­лись и не тро­га­лись с места. Их пере­ме­нили, думая, что они ведут себя так от уста­ло­сти, но и дру­гие лошади сто­яли как вко­пан­ные. Тогда Андрей при­ка­зал совер­шить моле­бен перед свя­той ико­ной Божией Матери и сам, пав на землю, со сле­зами молился Пре­свя­той Деве и дал обет на этом самом месте воз­двиг­нуть во имя Ее цер­ковь. На сле­ду­ю­щую ночь,  июня, когда князь про­дол­жал свою усерд­ную молитву, он спо­до­бился чуд­ного виде­ния: Бого­ма­терь яви­лась ему со свит­ком в руке и пове­лела образ Ее, кото­рый он взял из Выш­го­рода, поста­вить во Вла­ди­мире, а на месте этого чудес­ного собы­тия и виде­ния устро­ить храм в честь Ее Рож­де­ства и при храме оби­тель. Затем Она молит­венно под­няла руки к небу, при­ни­мая бла­го­сло­ве­ние Хри­ста Спа­си­теля, Кото­рый явился в это время над зем­лей, бла­го­сло­вил Ее, и виде­ние кончилось.

Бла­го­че­сти­вый князь немед­ленно зало­жил храм и, при­звав опыт­ных ико­но­пис­цев, пове­лел им изоб­ра­зить Бого­ма­терь в том молит­вен­ном виде, как Она ему яви­лась: во весь рост со свит­ком в пра­вой руке и ликом, обра­щен­ным к Спа­си­телю. Этим самым Матерь Божия еще раз наглядно пока­зала, что Она все­гда хода­тай­ствует и молится за нас перед Сыном Своим и Господом.

Когда стро­и­тель­ство церкви было завер­шено, бла­го­вер­ный князь Андрей пере­нес в нее напи­сан­ный образ и в честь явле­ния Божией Матери уста­но­вил  июня еже­год­ное празд­но­ва­ние, кото­рое утвер­ди­лось в Рус­ской Церкви. Мона­стырь и город, обра­зо­вав­шийся вокруг него, бла­го­вер­ный князь назвал Бого­лю­бо­вом, потому что, по его сло­вам, Божия Матерь воз­лю­била это место, а сам князь с тех пор стал име­но­ваться Бого­лю­бо­вым, или Бого­люб­ским. Ново­яв­лен­ная икона была названа Бого­люб­ской, и ныне она при­над­ле­жит Вла­ди­миро-Суз­даль­скому музею-заповеднику.

Образ Божией Матери Бого­люб­ской про­слав­лен неис­чис­ли­мыми чудо­тво­ре­ни­ями, на про­тя­же­нии мно­гих веков являя бла­го­дат­ную помощь веру­ю­щему рус­скому народу. Когда в  году во Вла­ди­мире и его окрест­но­стях сви­реп­ство­вала страш­ная эпи­де­мия чумы, то Матерь Божия мно­гим жите­лям явля­лась и велела совер­шать молеб­ствие перед Бого­люб­ской чудо­твор­ной ико­ной с крест­ным ходом. После этого молеб­ствия и усерд­ной молитвы мор сразу же пре­кра­тился. Слава о чуде­сах и зна­ме­ниях, совер­шен­ных от свя­той иконы, побуж­дала веру­ю­щих людей во мно­гих местах Рос­сии созда­вать копии с чти­мого образа, кото­рые со вре­ме­нем полу­чили широ­кое рас­про­стра­не­ние и вос­при­няли бла­го­дат­ную силу чудотворений.

Доро­гие бра­тия и сестры! Какое сча­стье для нас, пра­во­слав­ных веру­ю­щих, когда так убла­жа­ется и вос­пе­ва­ется Пре­бла­го­сло­вен­ная Дева Мария, наша Заступ­ница усерд­ная, Цели­тель­ница болез­ней душев­ных и телес­ных, в молит­вах о нас Неусы­па­ю­щая. Будем молиться усердно и при­зы­вать Бого­ма­терь во всех наших нуж­дах, болез­нях и скор­бях; Она наша Заступ­ница в насто­я­щей жизни, Она будет пред­ста­тель­ни­цей в час смерт­ный, хода­та­и­цей за нас в День суд­ный. Все мы, веру­ю­щие, покло­ня­ю­щи­еся имени Иисуса Хри­ста, будем почи­тать и бла­го­го­веть пред име­нем Девы Марии, Матери Иису­со­вой и нашей. Пусть эти свя­тей­шие имена будут запе­чат­лены в серд­цах наших. Ими надо начи­нать и закан­чи­вать все молитвы. Пусть эти имена ста­нут нашими пер­выми сло­вами сразу же после про­буж­де­ния от ноч­ного сна, и с ними будем отхо­дить ко сну, с ними начи­нать и закан­чи­вать вся­кое дело. Зато в послед­ний час наш, когда пре­да­дим дух свой, спо­до­бимся уви­деть с одной сто­роны Хри­ста, а с дру­гой - Его Пре­чи­стую Матерь, и вкупе с Ними про­сла­вимся в Цар­стве Небес­ном. Аминь.

Наверх