В день памяти святых сорока мучеников Севастийских

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

И будут послед­ние пер­выми, и пер­вые послед­ними, ибо много зван­ных, а мало избранных.

Доро­гие бра­тия и сестры! В сего­дняш­ний празд­ник Свя­тая Цер­ковь пред­ла­гает для нашего нази­да­ния свя­тое Еван­ге­лие — притчу Гос­пода о работ­ни­ках в вино­град­нике. «Цар­ство Небес­ное, - ска­зал Гос­подь, - подобно хозя­ину дома, кото­рый вышел рано поутру (по нашему в 6 часов) нанять работ­ни­ков в вино­град­ник свой; и нанял их на целый день за дина­рий (обык­но­вен­ная плата поден­щика). Выйдя около тре­тьего часа (по нашему 9‑го), он уви­дел дру­гих, сто­яв­ших на торгу без дела и ска­зал им: идите и вы в вино­град­ник мой, и что сле­до­вать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого (по нашему 12-го) и девя­того (по нашему 15-го) часа, он нашел дру­гих праздно сто­я­щих и сде­лал то же. Нако­нец, выйдя около один­на­дца­того часа (по-нашему 17-го), он нашел еще сто­я­щих без дела работ­ни­ков и ска­зал им: что вы сто­ите здесь целый день праздно? Они отве­чали: никто нас не нанял. Он гово­рит им: идите и вы в вино­град­ник мой, и что сле­до­вать будет, полу­чите. Когда же насту­пил вечер, гово­рит гос­по­дин вино­град­ника упра­ви­телю сво­ему: позови работ­ни­ков и отдай им плату, начав с послед­них и до пер­вых. При­шли наня­тые около один­на­дца­того часа и полу­чили по дина­рию. При­шед­шие же пер­вые думали, что они полу­чат больше, но, полу­чив так же по дина­рию, стали роп­тать на хозя­ина дома и гово­рили: эти послед­ние рабо­тали один час, и ты срав­нял их с нами, тогда как мы тру­ди­лись целый день и тер­пели зной. Тогда хозяин ска­зал одному из них: друг! я не оби­жаю тебя; не за дина­рий ли ты дого­во­рился со мною? возьми свое и пойди. Я же хочу дать этому послед­нему то же, что и тебе; разве я не вла­стен в своем иму­ще­стве делать, что хочу? или глаз твой завист­лив оттого, что я добр? Так, - при­ба­вил Гос­подь, - будут послед­ние пер­выми, и пер­вые послед­ними, потому что много зва­ных, а мало избранных».

Зна­че­ние этой притчи сле­ду­ю­щее: хозяин - это Бог; вино­град­ник - Цер­ковь Хри­стова; работ­ники - люди, при­зван­ные в Цер­ковь; часы озна­чают раз­ные пери­оды вре­мени, в кото­рые Гос­подь при­зы­вал в Свою Цер­ковь иудеев и языч­ни­ков, а также раз­ный воз­раст людей, когда бла­го­дать Божия при­зы­вает каж­дого ко спа­се­нию; дина­рий - Цар­ство Небес­ное, а вечер и рас­чет - это суд Божий после смерти и при вто­ром при­ше­ствии Гос­под­нем. Эта притча может научить нас тому, сколь благ и мно­го­мило­стив Гос­подь Бог наш, не отвер­га­ю­щий людей, при­шед­ших к вере и в Цер­ковь даже в конце жизни, и удо­ста­и­ва­ю­щий их, если они искренно рас­ка­я­лись и всей душой обра­ти­лись к Богу, рав­ной награды на небе­сах с веро­вав­шими и под­ви­зав­ши­мися всю жизнь. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит, что цель этой притчи та, «чтобы сде­лать рев­ност­ней­шими людей, кото­рые в глу­бо­кой ста­ро­сти пере­ме­нили образ жизни и дела­ются луч­шими, и чтобы осво­бо­дить их от того мне­ния, будто они ниже дру­гих (в Цар­стве Небес­ном)… Притча эта ска­зана как для тех, кото­рые в пер­вом воз­расте жизни своей, так и для тех, кото­рые в ста­ро­сти и позже начали жить доб­ро­де­тельно: для пер­вых, чтобы они не воз­но­си­лись и не упре­кали тех, кото­рые при­шли в один­на­дца­тый час; для послед­них, чтобы они познали, что и в корот­кое время можно все приобресть».

Доро­гие бра­тия и сестры! Исто­рия стра­да­ний вос­по­ми­на­е­мых ныне свя­тых сорока муче­ни­ков вполне под­твер­ждает эту отрад­ную для греш­ни­ков истину. Убла­жа­е­мые муче­ники были хри­сти­а­нами и вме­сте с тем вои­нами в армян­ском городе Сева­стии. Они сла­ви­лись во всем полку неустра­ши­мо­стью и воин­скими доб­ле­стями. Вое­вода города - языч­ник, узнав о том, что они испо­ве­дуют хри­сти­ан­скую веру, стал уго­ва­ри­вать их отречься от Хри­ста. Встре­тив с их сто­роны непре­клон­ный отказ после­до­вать нече­сти­вому пове­ле­нию, вое­вода отвел вои­нов в тем­ницу. Там воины Хри­стовы все время про­во­дили в молитве, убеж­дая друг друга твердо сто­ять за истин­ную веру. Когда вои­нов вызвали на суд к чинов­нику Аисию, тот ска­зал: «Если покло­ни­тесь нашим богам (идо­лам-бесам), полу­чите высо­кие чины и бога­тые дары, если же ста­нете упор­ство­вать, то будете лишены воин­ского сана и пре­даны муче­ниям». Тогда один из вои­нов за всех ска­зал: «Не только сан воин­ский, но и жизнь нашу возь­мите, ибо для нас всего дра­го­цен­нее имя Хри­ста Бога нашего». Гос­подь так укре­пил их веру, что они не вни­мали ни уве­ще­ва­ниям, ни угро­зам язы­че­ских вла­стей и готовы были за веру во Хри­ста отдать жизнь свою.

Все про­ис­хо­дило в марте, погода сто­яла мороз­ная, холод­ная, дул север­ный ветер. Пра­ви­тель велел поста­вить всех испо­вед­ни­ков Хри­ста на ночь в нахо­див­ше­еся близ города озеро. На берегу его хит­рый мучи­тель рас­по­ря­дился топить баню, чтобы согла­сив­ши­еся на отре­че­ние от веры могли найти в ней спа­се­ние от пытки, угро­жав­шей им смер­тью. Лисий думал, что муче­ники не вытер­пят холода и пред­по­чтут измену своей вере дол­го­вре­мен­ному муче­нию. Дей­стви­тельно, один из сорока вои­нов, по мало­ве­рию сво­ему, не вытер­пел, вышел из озера, при­бе­жал к бане, но тот­час скон­чался; все же осталь­ные с твер­до­стью пере­но­сили стра­да­ния, укреп­ляя себя пла­мен­ной молит­вой и пением псал­мов. Вдруг среди ночи их осиял небес­ный осле­пи­тель­ный свет. При­став­лен­ный к ним тем­нич­ный страж уви­дел этот свет, оза­рив­ший свя­тых стра­сто­терп­цев, а также свет­лые венцы над голо­вой каж­дого из них. Чуд­ное виде­ние вне­запно оза­рило душу стража-языч­ника све­том истины, и он тут же уве­ро­вал во Хри­ста, снял с себя одежду и со сло­вами «И я хри­сти­а­нин» вошел в озеро, чтобы ока­заться вме­сте с муче­ни­ками. «Он уве­ро­вал во имя Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста, - гово­рит свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, - кре­щен в Него не дру­гим кем, но соб­ствен­ной верой не в воде, но в крови своей».

Так попол­ни­лось число сорока муче­ни­ков за веру Хри­стову, нару­шен­ное на крат­кое время изме­ной мало­душ­ней­шего из них, и вме­сте с тем в обра­ще­нии стража-языч­ника про­яви­лась высо­чай­шая бла­гость Божия, не хотя­щая поги­бели ни одного греш­ника, но жела­ю­щая, чтобы все люди встали на путь пока­я­ния, позна­ния истины и спаслись.

Итак, доро­гие бра­тия и сестры, под­ра­жая свя­тым муче­ни­кам и вни­ма­тельно вни­кая в слова сего­дняш­него Еван­ге­лия, будем ста­раться быть вер­ными Гос­поду до конца своей жизни, укреп­ляя свою веру усерд­ной молит­вой, пока­я­нием и испол­не­нием свя­тых запо­ве­дей Хри­сто­вых, чтобы удо­сто­иться нам быть избран­ными Гос­по­дом для веч­ной бла­жен­ной жизни. Гос­подь всех людей зовет ко спа­се­нию, но спа­сутся не мно­гие, а именно только те из хри­стиан, кото­рые будут доро­жить этим высо­ким зва­нием, кото­рые не только будут име­но­ваться «веру­ю­щими во Хри­ста», «хри­сти­а­нами», а ста­нут тако­выми по жизни своей, по делам, во всем будут сле­до­вать за своим Гос­по­дом и испол­нять запо­веди Его. Пусть никто не сомне­ва­ется в своем спа­се­нии, когда бы кто из нас ни обра­тился к вере, сколько бы кто ни нагре­шил. Если мы искренно рас­ка­емся в преж­них гре­хах, опла­чем их, твердо решим изме­нить гре­хов­ный образ жизни, дадим обе­ща­ние больше не гре­шить и чисто­сер­дечно испо­ве­даем свои грехи пред Богом и Его сви­де­те­лем - духов­ни­ком, то Гос­подь все про­стит нам и с радо­стью при­мет в Свои объ­я­тия. Гос­подь пошлет нам и Свою бла­го­дат­ную помощь на пути ко спа­се­нию. Поспе­шим навстречу Гос­поду, Кото­рый все еще дол­го­тер­пит и не пере­стает звать нас к пока­я­нию, к спа­се­нию. Пока­емся. Без пока­я­ния, без исправ­ле­ния сво­его сердца и жизни невоз­можно войти в Цар­ство Небес­ное. Согреем свои сердца пла­мен­ной верой и любо­вью, запа­семся доб­рыми делами, чтобы все­гда, в любую минуту быть гото­выми с чистой сове­стью пред­стать пред Гос­по­дом и дать ответ за про­жи­тую зем­ную жизнь. Прежде даже до конца не погиб­нем, спаси нас, Гос­поди, и помоги нам поспе­шить в небес­ный Твой чер­тог. Аминь.

Наверх