В день памяти святых сорока мучеников Севастийских
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
И будут последние первыми, и первые последними, ибо много званных, а мало избранных.
Дорогие братия и сестры! В сегодняшний праздник Святая Церковь предлагает для нашего назидания святое Евангелие — притчу Господа о работниках в винограднике. «Царство Небесное, - сказал Господь, - подобно хозяину дома, который вышел рано поутру (по нашему в 6 часов) нанять работников в виноградник свой; и нанял их на целый день за динарий (обыкновенная плата поденщика). Выйдя около третьего часа (по нашему 9‑го), он увидел других, стоявших на торгу без дела и сказал им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого (по нашему 12-го) и девятого (по нашему 15-го) часа, он нашел других праздно стоящих и сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа (по-нашему 17-го), он нашел еще стоящих без дела работников и сказал им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они отвечали: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних и до первых. Пришли нанятые около одиннадцатого часа и получили по динарию. Пришедшие же первые думали, что они получат больше, но, получив так же по динарию, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, тогда как мы трудились целый день и терпели зной. Тогда хозяин сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди. Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем имуществе делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так, - прибавил Господь, - будут последние первыми, и первые последними, потому что много званых, а мало избранных».
Значение этой притчи следующее: хозяин - это Бог; виноградник - Церковь Христова; работники - люди, призванные в Церковь; часы означают разные периоды времени, в которые Господь призывал в Свою Церковь иудеев и язычников, а также разный возраст людей, когда благодать Божия призывает каждого ко спасению; динарий - Царство Небесное, а вечер и расчет - это суд Божий после смерти и при втором пришествии Господнем. Эта притча может научить нас тому, сколь благ и многомилостив Господь Бог наш, не отвергающий людей, пришедших к вере и в Церковь даже в конце жизни, и удостаивающий их, если они искренно раскаялись и всей душой обратились к Богу, равной награды на небесах с веровавшими и подвизавшимися всю жизнь. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что цель этой притчи та, «чтобы сделать ревностнейшими людей, которые в глубокой старости переменили образ жизни и делаются лучшими, и чтобы освободить их от того мнения, будто они ниже других (в Царстве Небесном)… Притча эта сказана как для тех, которые в первом возрасте жизни своей, так и для тех, которые в старости и позже начали жить добродетельно: для первых, чтобы они не возносились и не упрекали тех, которые пришли в одиннадцатый час; для последних, чтобы они познали, что и в короткое время можно все приобресть».
Дорогие братия и сестры! История страданий воспоминаемых ныне святых сорока мучеников вполне подтверждает эту отрадную для грешников истину. Ублажаемые мученики были христианами и вместе с тем воинами в армянском городе Севастии. Они славились во всем полку неустрашимостью и воинскими доблестями. Воевода города - язычник, узнав о том, что они исповедуют христианскую веру, стал уговаривать их отречься от Христа. Встретив с их стороны непреклонный отказ последовать нечестивому повелению, воевода отвел воинов в темницу. Там воины Христовы все время проводили в молитве, убеждая друг друга твердо стоять за истинную веру. Когда воинов вызвали на суд к чиновнику Аисию, тот сказал: «Если поклонитесь нашим богам (идолам-бесам), получите высокие чины и богатые дары, если же станете упорствовать, то будете лишены воинского сана и преданы мучениям». Тогда один из воинов за всех сказал: «Не только сан воинский, но и жизнь нашу возьмите, ибо для нас всего драгоценнее имя Христа Бога нашего». Господь так укрепил их веру, что они не внимали ни увещеваниям, ни угрозам языческих властей и готовы были за веру во Христа отдать жизнь свою.
Все происходило в марте, погода стояла морозная, холодная, дул северный ветер. Правитель велел поставить всех исповедников Христа на ночь в находившееся близ города озеро. На берегу его хитрый мучитель распорядился топить баню, чтобы согласившиеся на отречение от веры могли найти в ней спасение от пытки, угрожавшей им смертью. Лисий думал, что мученики не вытерпят холода и предпочтут измену своей вере долговременному мучению. Действительно, один из сорока воинов, по маловерию своему, не вытерпел, вышел из озера, прибежал к бане, но тотчас скончался; все же остальные с твердостью переносили страдания, укрепляя себя пламенной молитвой и пением псалмов. Вдруг среди ночи их осиял небесный ослепительный свет. Приставленный к ним темничный страж увидел этот свет, озаривший святых страстотерпцев, а также светлые венцы над головой каждого из них. Чудное видение внезапно озарило душу стража-язычника светом истины, и он тут же уверовал во Христа, снял с себя одежду и со словами «И я христианин» вошел в озеро, чтобы оказаться вместе с мучениками. «Он уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, - говорит святитель Василий Великий, - крещен в Него не другим кем, но собственной верой не в воде, но в крови своей».
Так пополнилось число сорока мучеников за веру Христову, нарушенное на краткое время изменой малодушнейшего из них, и вместе с тем в обращении стража-язычника проявилась высочайшая благость Божия, не хотящая погибели ни одного грешника, но желающая, чтобы все люди встали на путь покаяния, познания истины и спаслись.
Итак, дорогие братия и сестры, подражая святым мученикам и внимательно вникая в слова сегодняшнего Евангелия, будем стараться быть верными Господу до конца своей жизни, укрепляя свою веру усердной молитвой, покаянием и исполнением святых заповедей Христовых, чтобы удостоиться нам быть избранными Господом для вечной блаженной жизни. Господь всех людей зовет ко спасению, но спасутся не многие, а именно только те из христиан, которые будут дорожить этим высоким званием, которые не только будут именоваться «верующими во Христа», «христианами», а станут таковыми по жизни своей, по делам, во всем будут следовать за своим Господом и исполнять заповеди Его. Пусть никто не сомневается в своем спасении, когда бы кто из нас ни обратился к вере, сколько бы кто ни нагрешил. Если мы искренно раскаемся в прежних грехах, оплачем их, твердо решим изменить греховный образ жизни, дадим обещание больше не грешить и чистосердечно исповедаем свои грехи пред Богом и Его свидетелем - духовником, то Господь все простит нам и с радостью примет в Свои объятия. Господь пошлет нам и Свою благодатную помощь на пути ко спасению. Поспешим навстречу Господу, Который все еще долготерпит и не перестает звать нас к покаянию, к спасению. Покаемся. Без покаяния, без исправления своего сердца и жизни невозможно войти в Царство Небесное. Согреем свои сердца пламенной верой и любовью, запасемся добрыми делами, чтобы всегда, в любую минуту быть готовыми с чистой совестью предстать пред Господом и дать ответ за прожитую земную жизнь. Прежде даже до конца не погибнем, спаси нас, Господи, и помоги нам поспешить в небесный Твой чертог. Аминь.