В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры! Ежегодно 29 июня (по старому стилю) Святая Церковь ставит перед мысленным нашим взором двух столпов своих - первоверховных апостолов Петра и Павла и благоговейно, молитвенно прославляет их память. Одному из них сказал Христос: «Ты еси Петр, и на сем камни созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». О другом сказал: «Он есть Мой. избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями». И это сказано о тех, один из которых настолько нетвердо верил, что отрекся от Христа при первом намеке на опасность, а другой, пылая злобой, гнал и мучил Церковь Христову, прилагая все силы к ее уничтожению. Отрекшийся от веры стал столпом ее, гонитель веры стал ее проповедником и насадителем. Вот величайшее чудо Божие, являющее нам преображение человеческого естества силой Божией благодати.
Отчего же не преображает всех нас Господь так же, как преобразил Симона и Савла, сделав из них Петра и Павла? Господь готов преобразить каждого из нас, но хотим ли этого мы сами? Апостолы, хотя и слабы были в вере, но, сознавая эту слабость свою, молили Господа: «Умножь в нас веру». Павел, хотя и гнал по неразумию Церковь Божию, но пылал любовью к Богу же и думал служить Ему искоренением новых веяний, казавшихся противными Божией истине. Он алкал и жаждал правды и всю жизнь свою посвятил служению ей такой, какой она ему представлялась. Видя его искреннее усердие и ревность в желании служить истине, Господь и открыл ему истину; видя искреннее желание апостолов иметь крепкую веру, Господь и дал ее им. Так состоялось преображение Симона и Савла в великих апостолов Петра и Павла - сотрудничеством Божией благодати и человеческой воли. А наша воля? Есть ли она у нас, чтобы укрепить свою веру и служить Истине? Не радуемся ли мы зачастую каждому новому учению, расшатывающему и разрушающему веру, не рассказываем ли друг другу с глубокомысленным видом: вот пишут то-то и то-то; в Библии написано так, а теперь оказывается, что это неверно. И даже не заботимся проверить, может ли напечатанное хоть сколько-нибудь соответствовать истине: первому попавшемуся досужему автору верим больше, чем слову Божию, и к тому же еще радуемся, когда находим что-то такое напечатанное, как будто слово Божие великой тяжестью висит на душах наших, и малейшая возможность усомниться в его истинности дает нам некое освобождение, облегчение. Мы не только не верим, но и не хотим верить, - нам тяжело, когда приходится верить, мы хватаемся за каждую соломинку, чтобы освободиться от этой необходимости верить! Что же делать здесь Господу? Кому открывать истину, если даже открытую ее стараются забыть или не замечать? В ком укреплять веру, если даже зачатки ее стараются истребить, как нечто чуждое и обременительное?
Господь не насилует нашу волю и не преображает тех, кто вполне доволен собой и не желает преображения. Но тем, кто жаждет преображения, Господь всегда идет навстречу. Ему также легко сказать грешнику: «Прощаются тебе грехи», как сказать расслабленному: «Встань и ходи» И сегодняшний праздник показывает, как немощные и расслабленные, желавшие исцеления и преображения, стали крепчайшими камнями в фундаменте Христовой Церкви и обтекли весь мир в служении Истине.
Дорогие братия и сестры, в этот великий праздник вспомним для нашего назидания еще два необычных события из жизни святого апостола Петра, близких по своему внутреннему смыслу. Около двора Каиафы святой апостол стоит и ждет приговора своему Учителю. Он любит Его, кажется, готов отдать жизнь за Него, но человеческая робость вдруг неожиданно овладевает им. Уже два раза обращались к нему с вопросом: «И ты не из учеников ли Этого Человека?». И два раза он отрекся от Учителя.
Вот снова подходят. «… И этот был с Иисусом Назореем…». «Ибо… речь твоя обличает тебя». И Петр снова с клятвой отрекается. И в это время запел петух. И вспомнил Петр слова Учителя: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
По церковному преданию, с этих пор глаза святого апостола Петра всегда были красными от слез. Несмотря на то что Спаситель после Своего воскресения простил ему этот грех, он сам себе не мог его простить; каждую ночь, когда пел петух, он вставал и горько плакал о грехе своего отречения.
Прошло тридцать лет. Святой апостол Петр - в Риме. Верные его ученики услышали, что их учителя ждет смерть, и упросили его покинуть опасный город. И апостол уступил. Вот он вышел из ворот Рима, идет по дороге, и вдруг его остановило видение. Навстречу ему - Господь, его Учитель, Сын Божий, Христос. «Куда Ты идешь, Господи?» - «Иду в Рим распяться второй раз, потому что ты не хочешь быть распятым за Меня». И святой апостол со слезами пал ниц и, поклонившись Учителю, вернулся в город, чтобы принять смерть. В этих повествованиях есть нечто общее. И там и здесь вскрывается духовная близость святого апостола к Учителю. Всю жизнь Спаситель стоит перед ним, перед его мысленным взором. Ни одной минуты не забывает святой апостол своего греха, своего отречения. Святой лик Господа пред ним, руководит его в путях Своих. А когда он решился на шаг, не угодный Господу - Сам Господь встал на пути Петра к делу, которое Ему было не угодно.
Подобное мы видим и в истории с апостолом Павлом. Гонитель Церкви Божией Савл стал апостолом Павлом, всем пренебрег ради Христа. Ни расстояние, ни угрозы, ни трудности путешествия, ни болезни, ни опасности от врагов, ни пытки, ни сама смерть не остановили святого апостола Павла на этом новом благодатном пути проповеди святого Евангелия. Он больше всех апостолов потрудился в деле распространения святой веры и больше всех пострадал за Христа. Благодаря этому он достиг высшей любви и святости, так что с чистой совестью мог сказать, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, и уже не я живу, но живет во мне Христос.
Не может быть, дорогие братия и сестры, более трогательного образца истинного служения Господу и любви к Нему, — на протяжение многих лет плачущего святого апостола Петра и страдающего, подвизающегося за веру апостола Павла. Как хорошо было бы, если бы христиане хотя бы немного приблизились к этим образам верности и любви, явленных в святых апостолах, если бы всегда стоял перед глазами христианина Христос, не покидал, особенно когда мы устремляемся ко злу, преграждал бы путь к нему. «Но разве это в нашей воле, разве мы можем сделать так?» - «Да, можем». Господь распятый всегда стоит на нашем пути. И всегда говорит нам со Своего креста: «Не делайте так. Вы второй раз вбиваете гвозди в Мои руки и ноги. Куда идете, вернитесь!» А мы не видим Христа, не приучились видеть.
Святые апостолы Петр и Павел всегда имели перед глазами своими Господа Иисуса Христа, и Спаситель Сам направлял их путь к небу, ко спасению.
Но разве не в нашей воле приблизиться к Господу? Чтобы удостоиться помощи Спасителя, нужно только иметь слезы святых апостолов Петра и Павла, с осуждением оплакать прошедшую жизнь, а в будущем твердо идти под водительством распятого Христа в любви, мире, святости, тишине, постоянно искать и молить Бога о нашем преображении. И да помогут нам в этом святыми молитвами своими уже прошедшие этот путь первоверховные апостолы Петр и Павел. Аминь.