В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие бра­тия и сестры! Еже­годно 29 июня (по ста­рому стилю) Свя­тая Цер­ковь ста­вит перед мыс­лен­ным нашим взо­ром двух стол­пов своих - пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла и бла­го­го­вейно, молит­венно про­слав­ляет их память. Одному из них ска­зал Хри­стос: «Ты еси Петр, и на сем камни сози­жду Цер­ковь Мою, и врата адова не одо­леют ей». О дру­гом ска­зал: «Он есть Мой. избран­ный сосуд, чтобы воз­ве­щать имя Мое перед наро­дами и царями». И это ска­зано о тех, один из кото­рых настолько нетвердо верил, что отрекся от Хри­ста при пер­вом намеке на опас­ность, а дру­гой, пылая зло­бой, гнал и мучил Цер­ковь Хри­стову, при­ла­гая все силы к ее уни­что­же­нию. Отрек­шийся от веры стал стол­пом ее, гони­тель веры стал ее про­по­вед­ни­ком и наса­ди­те­лем. Вот вели­чай­шее чудо Божие, явля­ю­щее нам пре­об­ра­же­ние чело­ве­че­ского есте­ства силой Божией благодати.

Отчего же не пре­об­ра­жает всех нас Гос­подь так же, как пре­об­ра­зил Симона и Савла, сде­лав из них Петра и Павла? Гос­подь готов пре­об­ра­зить каж­дого из нас, но хотим ли этого мы сами? Апо­столы, хотя и слабы были в вере, но, созна­вая эту сла­бость свою, молили Гос­пода: «Умножь в нас веру». Павел, хотя и гнал по нера­зу­мию Цер­ковь Божию, но пылал любо­вью к Богу же и думал слу­жить Ему иско­ре­не­нием новых вея­ний, казав­шихся про­тив­ными Божией истине. Он алкал и жаж­дал правды и всю жизнь свою посвя­тил слу­же­нию ей такой, какой она ему пред­став­ля­лась. Видя его искрен­нее усер­дие и рев­ность в жела­нии слу­жить истине, Гос­подь и открыл ему истину; видя искрен­нее жела­ние апо­сто­лов иметь креп­кую веру, Гос­подь и дал ее им. Так состо­я­лось пре­об­ра­же­ние Симона и Савла в вели­ких апо­сто­лов Петра и Павла - сотруд­ни­че­ством Божией бла­го­дати и чело­ве­че­ской воли. А наша воля? Есть ли она у нас, чтобы укре­пить свою веру и слу­жить Истине? Не раду­емся ли мы зача­стую каж­дому новому уче­нию, рас­ша­ты­ва­ю­щему и раз­ру­ша­ю­щему веру, не рас­ска­зы­ваем ли друг другу с глу­бо­ко­мыс­лен­ным видом: вот пишут то-то и то-то; в Биб­лии напи­сано так, а теперь ока­зы­ва­ется, что это неверно. И даже не забо­тимся про­ве­рить, может ли напе­ча­тан­ное хоть сколько-нибудь соот­вет­ство­вать истине: пер­вому попав­ше­муся досу­жему автору верим больше, чем слову Божию, и к тому же еще раду­емся, когда нахо­дим что-то такое напе­ча­тан­ное, как будто слово Божие вели­кой тяже­стью висит на душах наших, и малей­шая воз­мож­ность усо­мниться в его истин­но­сти дает нам некое осво­бож­де­ние, облег­че­ние. Мы не только не верим, но и не хотим верить, - нам тяжело, когда при­хо­дится верить, мы хва­та­емся за каж­дую соло­минку, чтобы осво­бо­диться от этой необ­хо­ди­мо­сти верить! Что же делать здесь Гос­поду? Кому откры­вать истину, если даже откры­тую ее ста­ра­ются забыть или не заме­чать? В ком укреп­лять веру, если даже зачатки ее ста­ра­ются истре­бить, как нечто чуж­дое и обременительное?

Гос­подь не наси­лует нашу волю и не пре­об­ра­жает тех, кто вполне дово­лен собой и не желает пре­об­ра­же­ния. Но тем, кто жаж­дет пре­об­ра­же­ния, Гос­подь все­гда идет навстречу. Ему также легко ска­зать греш­нику: «Про­ща­ются тебе грехи», как ска­зать рас­слаб­лен­ному: «Встань и ходи» И сего­дняш­ний празд­ник пока­зы­вает, как немощ­ные и рас­слаб­лен­ные, желав­шие исце­ле­ния и пре­об­ра­же­ния, стали креп­чай­шими кам­нями в фун­да­менте Хри­сто­вой Церкви и обтекли весь мир в слу­же­нии Истине.

Доро­гие бра­тия и сестры, в этот вели­кий празд­ник вспом­ним для нашего нази­да­ния еще два необыч­ных собы­тия из жизни свя­того апо­стола Петра, близ­ких по сво­ему внут­рен­нему смыслу. Около двора Каиафы свя­той апо­стол стоит и ждет при­го­вора сво­ему Учи­телю. Он любит Его, кажется, готов отдать жизнь за Него, но чело­ве­че­ская робость вдруг неожи­данно овла­де­вает им. Уже два раза обра­ща­лись к нему с вопро­сом: «И ты не из уче­ни­ков ли Этого Чело­века?». И два раза он отрекся от Учителя.

Вот снова под­хо­дят. «… И этот был с Иису­сом Назо­реем…». «Ибо… речь твоя обли­чает тебя». И Петр снова с клят­вой отре­ка­ется. И в это время запел петух. И вспом­нил Петр слова Учи­теля: прежде нежели про­поет петух, три­жды отре­чешься от Меня. И выйдя вон, пла­кал горько.

По цер­ков­ному пре­да­нию, с этих пор глаза свя­того апо­стола Петра все­гда были крас­ными от слез. Несмотря на то что Спа­си­тель после Сво­его вос­кре­се­ния про­стил ему этот грех, он сам себе не мог его про­стить; каж­дую ночь, когда пел петух, он вста­вал и горько пла­кал о грехе сво­его отречения.

Про­шло трид­цать лет. Свя­той апо­стол Петр - в Риме. Вер­ные его уче­ники услы­шали, что их учи­теля ждет смерть, и упро­сили его поки­нуть опас­ный город. И апо­стол усту­пил. Вот он вышел из ворот Рима, идет по дороге, и вдруг его оста­но­вило виде­ние. Навстречу ему - Гос­подь, его Учи­тель, Сын Божий, Хри­стос. «Куда Ты идешь, Гос­поди?» - «Иду в Рим рас­пяться вто­рой раз, потому что ты не хочешь быть рас­пя­тым за Меня». И свя­той апо­стол со сле­зами пал ниц и, покло­нив­шись Учи­телю, вер­нулся в город, чтобы при­нять смерть. В этих повест­во­ва­ниях есть нечто общее. И там и здесь вскры­ва­ется духов­ная бли­зость свя­того апо­стола к Учи­телю. Всю жизнь Спа­си­тель стоит перед ним, перед его мыс­лен­ным взо­ром. Ни одной минуты не забы­вает свя­той апо­стол сво­его греха, сво­его отре­че­ния. Свя­той лик Гос­пода пред ним, руко­во­дит его в путях Своих. А когда он решился на шаг, не угод­ный Гос­поду - Сам Гос­подь встал на пути Петра к делу, кото­рое Ему было не угодно.

Подоб­ное мы видим и в исто­рии с апо­сто­лом Пав­лом. Гони­тель Церкви Божией Савл стал апо­сто­лом Пав­лом, всем пре­не­брег ради Хри­ста. Ни рас­сто­я­ние, ни угрозы, ни труд­но­сти путе­ше­ствия, ни болезни, ни опас­но­сти от вра­гов, ни пытки, ни сама смерть не оста­но­вили свя­того апо­стола Павла на этом новом бла­го­дат­ном пути про­по­веди свя­того Еван­ге­лия. Он больше всех апо­сто­лов потру­дился в деле рас­про­стра­не­ния свя­той веры и больше всех постра­дал за Хри­ста. Бла­го­даря этому он достиг выс­шей любви и свя­то­сти, так что с чистой сове­стью мог ска­зать, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни насто­я­щее, ни буду­щее, ни высота, ни глу­бина, ни дру­гая какая тварь не может отлу­чить нас от любви Божией во Хри­сте Иисусе, и уже не я живу, но живет во мне Христос.

Не может быть, доро­гие бра­тия и сестры, более тро­га­тель­ного образца истин­ного слу­же­ния Гос­поду и любви к Нему, — на про­тя­же­ние мно­гих лет пла­чу­щего свя­того апо­стола Петра и стра­да­ю­щего, под­ви­за­ю­ще­гося за веру апо­стола Павла. Как хорошо было бы, если бы хри­сти­ане хотя бы немного при­бли­зи­лись к этим обра­зам вер­но­сти и любви, явлен­ных в свя­тых апо­сто­лах, если бы все­гда стоял перед гла­зами хри­сти­а­нина Хри­стос, не поки­дал, осо­бенно когда мы устрем­ля­емся ко злу, пре­граж­дал бы путь к нему. «Но разве это в нашей воле, разве мы можем сде­лать так?» - «Да, можем». Гос­подь рас­пя­тый все­гда стоит на нашем пути. И все­гда гово­рит нам со Сво­его кре­ста: «Не делайте так. Вы вто­рой раз вби­ва­ете гвозди в Мои руки и ноги. Куда идете, вер­ни­тесь!» А мы не видим Хри­ста, не при­учи­лись видеть.

Свя­тые апо­столы Петр и Павел все­гда имели перед гла­зами сво­ими Гос­пода Иисуса Хри­ста, и Спа­си­тель Сам направ­лял их путь к небу, ко спасению.

Но разве не в нашей воле при­бли­зиться к Гос­поду? Чтобы удо­сто­иться помощи Спа­си­теля, нужно только иметь слезы свя­тых апо­сто­лов Петра и Павла, с осуж­де­нием опла­кать про­шед­шую жизнь, а в буду­щем твердо идти под води­тель­ством рас­пя­того Хри­ста в любви, мире, свя­то­сти, тишине, посто­янно искать и молить Бога о нашем пре­об­ра­же­нии. И да помо­гут нам в этом свя­тыми молит­вами сво­ими уже про­шед­шие этот путь пер­во­вер­хов­ные апо­столы Петр и Павел. Аминь.

Наверх