В день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Ныне прославляется святая Мария родом из города Магдалы. Она одна из тех женщин, которые следовали за Христом во время Его земной жизни. С тех пор как Господь исцелил ее, освободив от мучивших ее семи бесов, она всем сердцем предалась Ему, всюду следовала за Ним, слушая Его учение, служила Ему имением своим и трудами рук своих. В числе некоторых других жен она последовала за Спасителем из Галилеи в Иерусалим, когда Господь отошел в этот город на вольное страдание и смерть. Не оставила Мария Магдалина своего Спасителя и тогда, когда начались Его страшные страдания, неотлучно была при Нем и в те минуты, когда оставили Его даже ученики… Когда Спаситель был распят на кресте, то Мария Магдалина издали с глубокой скорбью смотрела на Него и потом была при Его погребении, вместе с Марией Иосиевой смотрела, где Его полагали. В первый же день недели, который с тех пор называется воскресным, Мария Магдалина, приготовив благовонное миро, чтобы, по обычаю иудейскому, помазать им тело умершего Иисуса, рано пришла ко гробу, когда еще было темно, и увидела, что камень отвален от гроба, и побежала, и пришла к Симону Петру и Иоанну Богослову, и сказала им: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его». Пришедшие по ее словам ученики, наклонившись ко гробу, увидели только пелены лежащие и уверовали в воскресение Христа, так как из Писания знали, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых, и возвратились к себе. Мария стояла у гроба и плакала. И вот сперва ей, много возлюбившей Христа, (но, без сомнения, уже после Божией Матери) явился Христос, е.е первую, скорбящую о Нем, возрадовал неизреченной радостью воскресший Господь.
При возвращении Марии Магдалины в Иерусалим от гроба, Иисус Христос в другой раз явился ей вместе с прочими женами-мироносицами и сказал им: «Радуйтеся!» Они с благоговением поклонились Ему и с радостью пришли в Иерусалим и возвестили о воскресшем Христе. После Вознесения Христа Мария Магдалина с Пресвятой Богородицей и апостолами пребывала в постоянной молитве, видела первые успехи апостольской проповеди и сама проповедовала Евангелие в разных странах. В Риме она поведала императору Тиверию о воскресении Христовом и обвиняла Пилата в несправедливом суде над Иисусом Христом. При этом она поднесла Тиверию красное яйцо как символ воскресения и возрождения к новой жизни. Из Рима она отправилась в Ефес и там до самой кончины помогала в трудах благовествования святому евангелисту Иоанну Богослову.
История Святой Церкви Христовой передала памяти грядущих времен имена многих святых жен, подобно равноапостольной Марии Магдалине насаждавших веру Христову на земле, распространявших и охранявших благочестие среди людей, убеждениями, увещаниями, мольбами и слезами, а более всего святой жизнью благотворно действовавших на мужей и детей, на своих и чужих, на ближних и дальних, на семьи и целые общества.
Святая равноапостольная царица Елена расположила своего сына Константина к принятию преследуемого прежде христианства, святая Нина распространила веру христианскую в Грузии. У нас на Руси святая Ольга положила начало святой христианской веры. По свидетельству святителя Григория Богослова, мать его, святая Нонна, не только в домашних заботах была помощницей своему мужу, но как руководительница наставляла его всякому добру словом и делом и по заповеди апостола Христова о супружестве повиновалась своему мужу, стремясь поучать его в делах веры и благочестия своим поведением и советами. Блаженный Августин во дни юности, уклонившись с пути истины, предался всем удовольствиям порочного мира. Но настойчивость любви нежной матери его - Моники, кроткие увещания и наставления, а более всего ее горячие молитвы и слезы спасли заблудшего сына; Августин раскаялся, пал к ногам своей матери, признаваясь, что ей всецело обязан возвращением своим к вере и добродетели. Несомненно, что светила и столпы Православия - богомудрые отцы и учители Церкви - были обязаны своим благочестивым настроением не кому иному, как скромным труженицам в семье…
Итак, не одни только ученики, а и ученицы Христовы могут быть светом веры - указывать сидящим во тьме путь к истинному благу и вечному спасению, могут быть солью земли, предохранять ближних своих от нравственного тления. В благодатном Царстве Христовом все, без различия пола, и мужи и жены, могут учить вере и благочестию, быть великими в Царстве Небесном, по обетованию Христову. Так было древле, так может быть и в настоящее время. И нынешние женщины могут насаждать, распространять, поддерживать и сохранять познание веры и христианское благочестие в малых церквах Божиих - семействах и обществе, могут светиться светом добрых дел пред людьми так, что многие, видя их добрые дела, прославят Отца нашего Небесного; и у женщин нашего времени есть способность быть настойчивыми в увещеваниях, терпеливыми в наставлениях, кроткими в обличениях. Нужно только, чтобы они сами, подобно женщинам древних времен, хорошо знали веру Христову, были проникнуты духом ее, согреты истинным благочестием и сердечною любовью ко Господу Иисусу Христу, воодушевлены пламенным желанием служить спасению ближних своих. От женщины, которая сама не ведает учения евангельского, которая всю жизнь свою посвящает удовольствиям и наслаждениям, - от такой женщины, разумеется, нельзя ожидать наставлений в вере Христовой и убеждений жить по этой вере.
Как мать женщина может благотворно влиять на детей своих в деле утверждения их в вере. Подобно равноапостольной Марии Магдалине, приведшей многих ко Христу Спасителю, всякая мать-христианка должна приводить ко Господу чад своих, воспитывать их в благочестии и страхе Божием, охранять их как бесценный дар Божий, помня, что за них она должна будет воздать ответ в день Судный… И подлинно, самое важное, самое существенное в воспитании детей есть образование сердца, или воспитание нравственное, религиозное всегда и во всем. А на нравственное воспитание детей никакой воспитатель не может иметь благотворного влияния в той же мере, в какой мать, верная обязанностям материнским. Тогда как отец семейства часто бывает отвлекаем от этого нуждами домашними и делами своего звания, мать всегда находится с детьми; к своей родной матери дети более, чем к кому другому, бывают привязаны, к ней прежде всего чаще и охотнее обращаются со своими вопросами. В свою очередь мать более всего любит детей своих; а для любви нетяжело иметь неусыпную бдительность, непрестанный надзор и внимательное наблюдение над чадами: любовь умеет учить ласково - без слабости, строго - без жестокости, деятельно - без торопливости, медленно - без лености… Первые представления малыша о Боге, первое призывание им имени Божия, первая его молитва, первое проявление им любви к Господу и ближним - все это зависит от матери. От матери богобоязненной дети усваивают неземные и святые чувства; от нее научаются они встречать великие праздничные дни с таким восторгом, что они помнятся ими до самой глубокой старости. Слово и пример благочестивой матери глубоко западают в душу дитяти и дают направление, можно сказать, всей его жизни. Облик чистой матери остается для многих последней святыней, когда все святое уже утеряно, и весьма часто не только предохраняет человека от конечной погибели, но и поднимает его на высокую ступень нравственного совершенства; боязнь огорчить мать при ее жизни, омрачить ее посмертную память оберегает человека, как ангел-хранитель, от дурных увлечений. Да, счастливы дети, родившиеся в богобоязненной семье и воспитанные благочестивой женщиной-христианкой, и счастлива та женщина, которой судил Всевышний нарицаться высоким, священным именем - мать. Горе той семье и детям, где мать не заботится о первоначальном христианском воспитании своих детей. Это зло так велико, что даже трудно подыскать ему название.
Да, женщина, любящая Христа, - великое сокровище. Нося в своем сердце эту любовь, она может много пользы принести семье, Церкви и обществу. Знайте, что вы носите звание жен, матерей и дочерей, и не давайте своему сердцу земленеть, черстветь от привязанностей земных. Вместо попечения о нарядах, об удовольствиях, пусть лучше ваше сердце все более и более прилепляется ко Христу, в Нем находит себе утешение, радость и надежду. Аминь.