В день памяти святого славного пророка Божия Илии

В день памяти святого славного пророка Божия Илии

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Сего­дня Цер­ковь Пра­во­слав­ная бла­го­го­вейно чтит память свя­того про­рока Илии, жив­шего за много веков до Рож­де­ства Христова.

Про­ро­ком, вообще, назы­вают чело­века пра­вед­ного, кото­рый откры­вает людям волю Божию в зна­ме­на­тель­ных собы­тиях. Про­рок - это прежде всего избран­ник Божий. Это истол­ко­ва­тель, изъ­яснитель слова Божия и про­воз­вест­ник Его воли. Задача про­ро­че­ского слу­же­ния заклю­ча­лась в раз­ру­ше­нии без­за­ко­ния и в сози­да­нии пра­вед­но­сти. Про­роки не только изъ­яс­няли людям закон Божий, но и тре­бо­вали от них его испол­не­ния. Они обли­чали грехи чело­ве­че­ские и насаж­дали нрав­ствен­ность в народе. Гос­подь гово­рит про­року Иере­мии: «Смотри, Я поста­вил тебя в сей день над наро­дами и цар­ствами, чтобы иско­ре­нять и разо­рять, губить и раз­ру­шать, сози­дать и насаждать».

Именно таким избран­ни­ком Божиим, раз­ру­ши­те­лем нече­стия и сози­да­те­лем пра­вед­но­сти, стра­жем нрав­ствен­но­сти народ­ной и был свя­той про­рок Илия. Он про­хо­дил свое слу­же­ние во время прав­ле­ния нече­сти­вого еврей­ского царя Ахава, когда тот, по нау­ще­нию своей еще более нече­сти­вой жены Иеза­вели ввел слу­же­ние идолу Ваала вме­сто покло­не­ния еди­ному истин­ному Богу. Заве­зен­ным Иеза­ве­лью из чужой земли идо­лам Ваала и Астарты по при­казу царя при­но­сили чело­ве­че­ские жертвы, пред ними сжи­гали детей и тво­рили мер­зо­сти, совер­шали празд­не­ства, отли­чав­ши­еся осо­бой раз­нуз­дан­но­стью и раз­вра­том. Все это при­во­дило к мораль­ному раз­ло­же­нию народа, уни­же­нию и обес­це­ни­ва­нию чело­ве­че­ской лич­но­сти и гибели души. Свя­той про­рок Илия, избран­ник Божий, укреп­ля­е­мый бла­го­да­тью Свя­того Духа, муже­ственно и с вели­кой рев­но­стью стал бороться с идо­ло­по­клон­ством и его после­до­ва­те­лями. В книге Пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, гово­рится: «И вос­стал Илия про­рок, как огонь, и слово его горело, как светильник».

В нака­за­ние за идо­ло­по­клон­ство и нече­стие народа свя­той про­рок Илия пред­ска­зал, что в еврей­ской земле три с поло­ви­ной года не будет ни дождя, ни росы и оттого про­изой­дет силь­ная засуха и голод; все это и сбы­лось на самом деле, так что свя­тому про­року, посе­лив­ше­муся в пустыне при ручье, нечем было кор­миться, и вороны по пове­ле­нию Божию питали его. А когда пере­сох ручей, из кото­рого Илия пил воду, то Бог пове­лел ему идти в один город и посе­литься у некой бла­го­че­сти­вой, но бед­ной вдо­вицы, кото­рая кор­мила и поила его у себя. За это, по слову про­рока, во все про­дол­же­ние голода не убы­вал у нее скуд­ный запас муки в кадке и масла в кув­шине, хотя взять ей и того и дру­гого было негде и не на что. Это уже посы­лал Бог, испол­ня­ю­щий алчу­щих Сво­ими бла­гами. У этой вдовы умер сын, но про­рок Илия умо­лил Гос­пода и вос­кре­сил его.

Доро­гие бра­тия и сестры! Берите при­мер с бед­ной вдо­вицы, питав­шей про­рока, и будьте уве­рены, что от пода­я­ния мило­стыни не только не обни­ща­ете, но полу­чите вели­кую награду от Гос­пода еще в этой зем­ной жизни и славу в буду­щей - на небесах.

Когда про­шло уже три с поло­ви­ной года засухи и голода, свя­той Илия явился из пустыни к царю с уко­ром и обли­че­нием в идо­ло­по­клон­стве и пред­ло­жил ему собрать весь народ и жре­цов идоль­ских на одну гору и иссле­до­вать, кто истин­ный Бог. Когда собрался народ, то свя­той про­рок Илия обра­тился к нему и ска­зал: «Ежели мой Бог, Кото­рому я служу верой и прав­дой, есть истин­ный Бог, то веруйте Ему; ежели идол Ваал - бог, то идите за ним. Из жре­цов Баа­ло­вых здесь целые сотни, а я только один. Соору­дим жерт­вен­ники: вы - один и я - один. Воз­ло­жим на них дрова, тель­цов и польем водой, а огня под­кла­ды­вать не будем. Потом при­зо­вите богов ваших, а я при­зову сво­его Бога, и Бог, Кото­рый, услы­шав молитву, пошлет огонь, да будет при­знан истин­ным Богом». Как пред­ла­гал свя­той про­рок, так и сде­лали. Но сколько ни моли­лись по-сво­ему (кри­чали, ска­кали, кололи себя до крови) жрецы Ваа­ловы сво­ему исту­кану, не было от него ни голоса, ни ответа. А как только помо­лился свя­той Илия сво­ему Богу, тот­час спал с неба огонь и попа­лил не только жертвы с дро­вами, но и воду, кото­рой они были облиты. Тогда весь народ пал на землю и вос­клик­нул: «Бог Илии есть истин­ный Бог, и обра­тимся к Нему». Из рев­но­сти своей к вере в Гос­пода про­рок Илия избил Баа­ло­вых жре­цов и потом воз­ве­стил о ско­ром дожде, что и исполнилось.

Когда нече­сти­вый Ахав по ковар­ному плану злоб­ной, хит­рой и власт­ной жены Иеза­вели пре­дал смерти ни в чем не повин­ного бед­ного кре­стья­нина Наву­фея через поби­е­ние кам­нями и ото­брал его вино­град­ник, то про­рок Илия, никого не бояв­шийся, явился во дво­рец по пове­ле­нию Божию как гроз­ный посла­нец неба, чтобы обли­чить царя. Ахав, уви­дев его, затре­пе­тал и ска­зал: «Нашел ты меня, враг мой!» В страхе заго­во­рила совесть Ахава, когда про­рок воз­ве­стил ему гроз­ные слова Божий: «Ты убил, и еще всту­па­ешь в наслед­ство?.. Так гово­рит Гос­подь: на том месте, где псы лизали кровь Наву­фея, псы будут лизать и твою кровь… Псы съе­дят Иезавель…»

Итак, в стране нашелся только один чело­век - про­рок Илия, ока­зав­шийся силь­нее и сме­лее всех тех, кто дол­жен был бы не допу­стить осуж­де­ния на смерть неви­нов­ного Наву­фея. Ведь цар­ские началь­ники, совет­ники, судьи и вообще вся знать пре­красно знали, что с Наву­феем посту­пают без­за­конно, но они мол­чали, боя­лись засту­питься за бед­няка, навлечь на себя цар­ский гнев и лишиться благ и привилегий.

Свя­той про­рок Илия был так уго­ден Богу, что удо­сто­ился осо­бого явле­ния ему Гос­пода на горе Хорив. В дни скорб­ных пере­жи­ва­ний, когда тор­же­ство­вало нече­стие и жизнь свя­того про­рока Илии была в опас­но­сти, Бог после бури, зем­ле­тря­се­ния и пла­мени явил ему Свое при­сут­ствие в тихом и крот­ком дуно­ве­нии ветерка в знак того, что Он — Бог — не столько гроз­ный отмсти­тель тво­ря­щим злое и кара­ю­щий нече­сти­вых бурей, зем­ле­тря­се­нием и огнем, сколько мило­серд­ный и чадо­лю­би­вый Отец, Кото­рый и нака­зы­вает людей не по вражде и злобе, а по мило­сти, чтобы вра­зу­мить, испра­вить и спа­сти от веч­ных мук. За свою пре­дан­ность, рев­ность о славе Божией, за свою свя­тость свя­той про­рок Илия удо­сто­ился быть воз­не­сен­ным живым на небо.

Доро­гое бра­тия и сестры! Велика была вер­ность Гос­поду про­рока Илии, велика была и сила его молитвы. Будем под­ра­жать его доб­ро­де­те­лям: молитве, воз­дер­жа­нию, сми­ре­нию. Но более всего воз­лю­бим рев­ность о славе Бога истин­ного. Говорю: более всего, ибо эта доб­ро­де­тель при­хо­дит у нас едва не в совер­шен­ное забве­ние. Кос­нутся каким-либо обра­зом нашей чести - мы выхо­дим из себя, готовы отдать за нее нашу жизнь. А честь веры, свя­тей­ших таинств, честь Иску­пи­теля нашего и буду­щего Судии, честь общей Матери нашей, Церкви, для мно­гих ничто. Гово­рите что угодно про­тив всего свя­того - никто не ска­жет ни слова в защиту, будут нахо­дить удо­воль­ствие в ваших сло­вах. Не явный ли это при­знак, что у таких людей нет веры в сердце, что они тай­ные язычники?

Будем под­ра­жать свя­тому Илии при­ме­ром бла­гим, лич­ным ува­же­нием ко всему свя­щен­ному, доб­рым сло­вом и убеж­де­нием, а глав­ное - лич­ной доб­ро­де­тель­ной жиз­нью; будем молиться друг за друга, глу­боко веруя в силу молитвы. Будем стре­миться к тому, чтобы стать такими же рев­ни­те­лями правды, каким был про­рок Илия.

Свя­той вели­кий про­роче Божий Илие, моли Бога о нас, помоги нам укре­пить в себе нашу веру, нашу молитву и жела­ние жить по правде Божией. Аминь.

Наверх