В день памяти святителя Николая Чудотворца архиепископа Мир Ликийских

В день памяти святителя Николая Чудотворца архиепископа Мир Ликийских

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Поми­найте настав­ни­ков ваших, кото­рые про­по­ве­ды­вали вам слово Божие, и, взи­рая на кон­чину их, под­ра­жайте вере их.

Этими сло­вами свя­того апо­стола Павла Свя­тая Цер­ковь вну­шает нам поми­нать настав­ни­ков, кото­рые про­по­ве­до­вали нам слово Божие устами и делом, рев­ностно сле­до­вали за Хри­стом до конца своей зем­ной жизни. Так и в насто­я­щий день она тор­же­ственно совер­шает память свя­ти­теля и чудо­творца Нико­лая, изоб­ра­жает перед нами его пас­тыр­скую рев­ность и подвиги по вере, его доб­рые дела, осо­бенно его мило­сер­дие к бед­ным, чтобы мы, воз­нося к нему молитвы и взи­рая на его бла­го­че­стие и свя­тость, и сами ста­ра­лись под­ра­жать ему. Свя­ти­тель Нико­лай все­гда помо­гал всем к нему при­бе­га­ю­щим за помо­щью и теперь помо­гает всем, кто с усерд­ной молит­вой обра­ща­ется к нему во время своей скорби, печали и беды. Имя свя­ти­теля Нико­лая почи­та­ется во всем хри­сти­ан­ском мире. Нет такого пра­во­слав­ного дома, где не было бы иконы с его изоб­ра­же­нием, и не най­дется такого хри­сти­а­нина, кото­рый бы не при­бе­гал с молит­вой к его помощи и заступ­ле­нию. К нему обра­ща­ются и его почи­тают не только хри­сти­ане, но и дру­гие народы, напри­мер магометане.

Свя­ти­тель Нико­лай еще при жизни своей и теперь явля­ется усерд­ным помощ­ни­ком в море­пла­ва­нии. Вспом­ним малень­кий при­мер из его нази­да­тель­ной жизни. Еще будучи пре­сви­те­ром, он отпра­вился морем в Иеру­са­лим на покло­не­ние гробу Гос­подню. Вдруг под­ня­лась буря, и корабль стало зали­вать вол­нами. Плыв­шие с ним начали про­сить помо­литься о спа­се­нии. Он начал при­лежно молиться, и буря стала ути­хать, море вскоре совер­шенно успо­ко­и­лось, и общая печаль и страх пере­шли в радость и ликование.

Немно­гим из нас, доро­гие бра­тия и сестры, при­хо­ди­лось или при­дется испы­ты­вать опас­но­сти пла­ва­ния на море. Но зато все, без исклю­че­ния, под­вер­жены опас­но­стям дру­гого рода - пла­ва­нию по морю жизни. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий учит, что чело­ве­че­ская жизнь - это «непо­сто­ян­ное море, зыб­кий воз­дух, неуло­ви­мое сно­ви­де­ние, уте­ка­ю­щий поток, исче­за­ю­щий дым, бегу­щая тень», это «путь», «потому что каж­дый из рож­ден­ных поспе­шает к концу».

Поэтому каж­дый чело­век - пут­ник; решив­шись плыть по бур­ному житей­скому морю, непре­менно дол­жен будет пре­тер­петь мно­гие бури. Мно­гие беды и опас­но­сти таит в себе море жизни. А на пути нашем стоит «сопер­ник [т. е. диа­вол] - это сила нам про­ти­во­бор­ству­ю­щая, пре­сле­ду­ю­щая жизнь, изоб­ре­та­ю­щая все спо­собы, чтобы совра­тить нас с пути, веду­щего к Богу». Поэтому каж­дый хри­сти­а­нин, чтобы пере­не­сти все житей­ские бури и невзгоды, отра­зить напа­де­ния диа­вола, дол­жен хорошо знать, чего дол­жен избе­гать он и как с ним бороться, чтобы бла­го­по­лучно плыть ему в при­стань веч­но­сти, Цар­ство Небес­ное. Он дол­жен уметь «управ­лять своей жиз­нью». Да, мы в жизни, как в море, всюду окру­жены опас­но­стями оди­на­ково: и в летах дет­ства так же, как и в летах юно­сти; и в летах муже­ства так же, как и в летах старости.

Вот дитя только что уви­дело свет Божий, а опас­но­сти уже сте­ре­гут, ждут его душу. Что если роди­тели оста­вят его в небре­же­нии, пору­чив его вос­пи­та­ние дру­гим? Что если дол­гое время будут смот­реть на него, как на игрушку, будут забо­титься о том, чтобы только хорошо одеть и напи­тать его? Что если окру­жат его такими людьми, кото­рые будут насаж­дать в нем семена суе­ве­рия и пред­рас­суд­ков, напол­няя и пугая его вооб­ра­же­ния раз­ными сказ­ками и пусто­той, о мно­гом будут сооб­щать ему, но ничего о глав­ном - о Том, в Кого ему веро­вать, Кого любить? Что если хоро­шего, хри­сти­ан­ского ничего не уви­дит он долго ни в роди­те­лях, ни в окру­жа­ю­щих их?

Под­линно, сколько здесь пред­стоит опас­но­стей его душе! Душа дитя - это нива, ничем не засе­ян­ная. Посейте семя доб­рое, и плоды про­из­рас­тут доб­рые. Посейте тер­ние, тер­ние и про­из­рас­тет. О роди­тели! Бодр­ствуйте над сво­ими детьми и не будьте винов­ными их веч­ного несча­стья, их веч­ной погибели!

Но вот дитя стало юно­шей. Счаст­ли­вый этот воз­раст, бла­жен­ное время юно­сти. Но и здесь столько угро­жает опас­но­стей для души, и такие эти опас­но­сти, что если кто под­верг­нется им, то всю жизнь будет опла­ки­вать свою участь. Юноша чув­ствует в себе избы­ток сил и здо­ро­вья. Что если эти его силы будут тра­титься на пустые, чув­ствен­ные удо­воль­ствия плоти? Юность нераз­бор­чива и лег­ко­мыс­ленна, она легко скло­ня­ется ко всему ее услаж­да­ю­щему, не обра­щая вни­ма­ния на то, истинно ли то будет или ложно, полезно или вредно душе… А его неопыт­ность, бес­печ­ность, само­на­де­ян­ность, его жад­ность к новизне, его непо­слу­ша­ние ни роди­те­лям, ни духов­ни­кам могут погу­бить его при малей­шей неосто­рож­но­сти с его сто­роны. Как трудно бывает про­ти­во­сто­ять окру­жа­ю­щим соблаз­нам юноше, кото­рый по самому воз­расту сво­ему так любит шум и весе­лие! При пер­вой воз­мож­но­сти он отда­ется им всей душой своей. Где же та бого­лю­без­ная чистота и невин­ность сердца, кото­рые так жела­тельно видеть в юноше? Где это само­от­вер­жен­ное стрем­ле­ние ко вся­кому добру, так свой­ствен­ное моло­дым силам? Где эта бес­ко­рыст­ная любовь к ближ­нему, эта пла­мен­ная любовь к Богу, так при­лич­ная его воз­расту? Как они редки в нынеш­них юно­шах! И вот этот юный по телу часто ста­но­вится соста­рив­шимся от при­вя­зан­но­сти к миру, его уте­хам. И тот, от кого должно бы бла­го­ухать ангель­ской чисто­тою и невин­но­стью, от кого и Цер­ковь, и роди­тели, и Оте­че­ство ждали полез­ных тру­дов, тако­вой часто кон­чает жизнь свою преж­де­вре­менно в цвете лет своих, ино­гда самым ужас­ным обра­зом, и, таким обра­зом, поги­бает навеки. Таковы дети юно­сти! Так много опас­но­стей и соблаз­нов! Стар­шие и опыт­ные в жизни! Предо­хра­няйте юность от паде­ний, иначе она погиб­нет, как поги­бают на море от бури и поды­ма­ю­щихся волн его.

Но вот насту­пают лета зре­ло­сти, муже­ства. И здесь тишина и спо­кой­ствие души бывают так же непрочны, как на море. Правда, чело­век в летах муже­ства ста­но­вится бла­го­ра­зум­нее, вся­кое дело делает обду­манно. Но и при всем бла­го­ра­зу­мии сколько, однако, может быть оши­бок, увле­че­ний, паде­ний? Под этим види­мым спо­кой­ствием как часто скры­ва­ется черст­вость души, холод­ность к Богу и ближ­нему, жела­ние жить только для земли, для себя, без забот о душе, о благе дру­гого! А внутри, в самой душе, эта веч­ная брань духа с пло­тью и посто­ян­ная опас­ность поте­рять себя, погиб­нуть. То пре­сле­дует его гор­дость, то тще­сла­вие, то коры­сто­лю­бие. А там под­ни­мает бурю плот­ская страсть или не менее гибель­ная страсть к вину, день­гам и тому подоб­ное. И сколько пало и падает от этих стра­стей! А эти скорби от недо­воль­ства своим поло­же­нием, от неустрой­ства жизни домаш­ней, от бес­по­ря­доч­ного пове­де­ния детей? Как они легко могут поверг­нуть нашу душу в ропот на Бога, уны­ние, отча­я­ние! Даже самая кре­пость телес­ная, кото­рая свой­ственна муже­ству, не угро­жает ли поверг­нуть чело­века в бес­печ­ность о своей душе? «Не скоро еще при­дет конец твой, успе­ешь еще пока­яться», - гово­рит это оби­лие телес­ных сил. Так и в летах муже­ства много опас­но­стей для души.

Но вот чело­век дости­гает воз­раста ста­ро­сти, можно думать, что здесь нет ничего уже опас­ного для чело­века. В нем самом все уже как бы зами­рает, но не так на самом деле. Здесь жизнь есть то же море, как в дру­гих воз­рас­тах, под­час море шум­ное и бур­ное, гото­вое погло­тить чело­века сво­ими вол­нами. Не дове­ряйте вы этому бес­стра­стию, кото­рого будто бы дости­гают души стар­цев. Нет, враг рода чело­ве­че­ского свои стрелы пус­кает и в них и в них воз­буж­дает стра­сти: само­лю­бие, сла­сто­лю­бие, гор­дость, нена­висть, зависть, среб­ро­лю­бие и дру­гое со всею их силою. А как трудно мно­гим из стар­цев при­ми­риться с той мыс­лью, что одной ногой они уже в могиле. При­ми­риться с этой мыс­лью - зна­чит изме­нить себя, а подоб­ные старцы нисколько к этому не спо­собны. Ибо трудно наса­дить в сердце доб­ро­де­тели в ста­ро­сти, когда их не было в юно­сти, трудно отстать от при­стра­стия к мир­ским уте­хам, когда вся жизнь про­шла в иска­нии этих утех, - в ста­ро­сти пожи­нают то, что посе­яно в юно­сти. И вот почему мы видим так много стар­цев, кото­рые живут так, как будто им нико­гда не уми­рать, кото­рые еще не при­но­сили пока­я­ния, еще не думали об исправ­ле­нии себя! Пла­чевна участь этих слу­жи­те­лей мира и стра­стей! Смерть застает их часто при их гре­хов­ных делах - тогда, когда и не могли ожи­дать, - похи­щает (не при­го­тов­лен­ными для жизни веч­ной) как бы за то, что они имели больше дру­гих вре­мени для пока­я­ния и не покаялись.

Доро­гие бра­тия и сестры! Что же нам делать среди этих опас­но­стей? А что делали апо­столы, когда их корабль от мор­ской бури был в опас­но­сти пото­нуть? Они обра­ти­лись с моль­бою к Гос­поду: «Спаси нас, Гос­поди, поги­баем!» Что делали плыв­шие на корабле со свя­ти­те­лем Нико­лаем? Они обра­ти­лись к нему с про­ше­нием о молитве. Нам ли, хри­сти­а­нам, не к кому воз­ве­сти мыс­лен­ный свой взор, когда обу­ре­вают нас волны - житей­ские напа­сти? У нас есть Спа­си­тель, поло­жив­ший душу Свою за нас. У нас есть все­силь­ная хода­та­ица и молит­вен­ница перед Ним - Пре­чи­стая Матерь Его. У каж­дого из нас есть ангел-хра­ни­тель, есть дру­гой ангел, имя кото­рого мы носим, и мно­гое мно­же­ство дру­гих свя­тых. Все они близки к нам, любят нас, молятся с нами и за нас, веч­ные и неиз­мен­ные хода­таи наши.

Итак, мы, пла­ва­ю­щие в море житей­ских попе­че­ний, мы, потоп­ля­е­мые гре­хами сво­ими, будем обра­щаться чаще и чаще к этим корм­чим и молиться им.

Моли­тесь, роди­тели, о детях своих, чтобы они были сосу­дами Духа Свя­того. Моли­тесь, юноши, чтобы вам соблю­сти в непо­роч­но­сти юность свою. Моли­тесь, мужи, чтобы вам с кре­по­стью телес­ной при­об­ре­сти кре­пость духа, твер­дость в доб­ро­де­тели. Моли­тесь, достиг­шие лет ста­ро­сти, чтобы с убе­ле­нием влас главы вашей убе­ли­лись и очи­ща­лись от гре­хов души, чтобы вам быть чистою пше­ни­цею, вполне год­ною, вполне созрев­шею для Цар­ства Небес­ного. Моли­тесь и будьте уве­рены, что молитва ваша не будет напрас­ною, она спа­сет вас. Аминь.

Наверх