В день памяти св. равноапостольного великого князя Владимира
Дорогие братия и сестры! Сегодня мы прославляем великого угодника Божия, просветителя России, равноапостольного князя Владимира.
Из грубого, жестокого язычника, омывшись водами крещения, слезами покаяния, приняв святую православную веру, Владимир стал примерным христианином-подвижником. Омывшись святым крещением от грехов, он жил благочестиво и богоугодно, строил церкви, учреждал школы, посылал проповедников христианских в разные места Руси, помогал бедным и несчастным и этим заслужил у Бога милость и Царство Небесное, а у русских людей незабвенную память как о просветителе христианской верой всей Русской земли. Неисчислимое множество благодатных плодов принесла русскому народу святая православная вера. Все, что мы видим доброго и чем красовалась Россия во все свои времена, это дала ей святая вера.
Она собрала воедино русский народ, разделенный прежде по племенам, она ввела у нас законы и благоустройство гражданское, устроила весь порядок жизни общественной и семейной. Она вдохновляла наших праотцов и отцов мужеством, единомыслием и самоотвержением, с которыми они защищали и отстаивали достояние предков от множества врагов своих. А самое главное - православная вера воспитала, взрастила, возвела на небо и прославила вечной славой у Бога целые лики святых соотечественников наших и сродников и сделала их молитвенниками, хранителями и заступниками земли Русской.
Но, дорогие братия и сестры, кому дано много, с того и много взыщется. Святая вера есть живоносное семя, которое должно приносить и в каждом из нас добрые плоды. Вера есть вверенный нам Господом талант, который мы обязаны возделывать и умножать. «От плода познается дерево, - говорит Господь, - всякое доброе дерево приносит и плоды добрые/» «Плод же духовный, - говорит святой апостол Павел, - есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Итак, спросим себя: есть ли у нас эти благодатные плоды веры Христовой, которых ныне долготерпеливо ожидает, но которых строго потребует от нас Всеправедный Судия мира на Страшном Суде Своем?
Возрастает и зреет ли в сердце нашем святая любовь к Господу, та крепкая, как смерть, любовь, которая ничего не предпочитала бы паче Бога, ничего так не желала бы, как исполнение во всем воли Божией, ничего так не страшилась бы, как преступления заповеди Божией? Одушевлено ли сердце наше той искренней любовью к ближнему, которая не только не завидует… не превозносится, не гордится… не ищет своего… не мыслит зла! но промышляет доброе ко всем, той любовью, когда человек всех благословляет, всем благодетельствует, за всех молится, всем желает всего, чего желает себе?
Живет ли в сердце нашем святая радость о Господе, то есть радость о том, что Господь Бог просветил нас светом истинного богопознания, очистил и оправдал нас благодатью святого крещения, открыл нам святую волю Свою, даровал нам святые таинства к освящению и спасению, усыновил нас Себе во Христе Иисусе в наследие жизни вечной, заповедал святым ангелам Своим охранять нас во всех путях наших, долготерпит о нас, согрешающих перед Ним, не погубляя нас с беззакониями нашими, но милостивно ожидая нашего покаяния, нашего вступления на путь правды и добродетели?
Обитает ли в душе нашей благодатный мир - мир помыслов и желаний, мир совести и сердца, внутреннее ощущение того, что мы воистину чада Божий и находимся в Его отеческой любви и благоволении? Проявляется ли этот внутренний мир души во внешних наших действиях и отношениях друг к другу: в незлобии, кротости и смирении друг перед другом, во взаимном снисхождении друг к другу, во взаимном прощении друг другу оскорблений и огорчений, в готовности пожертвовать всем, чтобы сохранить согласие, мир и любовь со всеми ближними?
Обучена ли душа наша долготерпению так, чтобы никакая потеря земная не огорчала ее безмерно, никакая скорбь и печаль временная не ввергала ее в уныние и безнадежность, никакая неприятность не возмущала внутреннего ее мира, никакое оскорбление не раздражало ее и не погашало в ней любви к своим собратиям; чтобы вся она жила и дышала преданностью Богу, Ему поверяла все чувства свои, в Нем искала своего утешения, Ему предавала судьбу свою, от Него ожидала избавления и спасения своего от всякой скорби и напасти?
Жива ли в сердце нашем вера, то есть искреннее, твердое и непоколебимое убеждение в истине Божией, для которого всякое слово святого Евангелия есть «ей» и «аминь» (то есть истина); которое видит невидимое, наслаждается уповаемым; то живое и крепкое убеждение, которого не могут поколебать ни соблазны и искушения, ни мучения и смерть, для которого стократно лучше умереть телом, нежели отступить от веры или преступить святые заповеди Божий и умереть духом?
Украшается ли душа наша кротостью, которой обещал Господь в наследие новую землю, - кротостью, то есть незлобием младенческим, в котором нет ни недоверия, ни подозрения, ни зависти, ни зложелательства, ни ропота и недовольства?
Приучили ли мы душу и тело свое к воздержанию? Привыкли ли мы довольствоваться малым, не угождать своей плоти, отказывать себе во всем, погашать всякое плотское вожделение, обуздывать и умерщвлять всякую нечистую похоть и страсть, утешаться не пищей и питием, не одеждами и украшениями, а благодатью Духа Святого. Ибо те, которые Христовы, распяли плоть свою со страстями и похотями.
Этих-то, дорогие братия и сестры, духовных плодов ожидает от нас проливший за нас кровь Свою на кресте Господь Иисус Христос. По этим только плодам можно узнать, жива ли в нас вера Христова, корень всех благих, и живем ли мы верою - живы ли мы или мертвы перед Богом?
По молитвам святого равноапостольного князя Владимира, Господи, умножь в нас веру, помоги нам исправиться, дай нам слезы покаяния и, очистив наши грехи, наставь нас на правый путь спасения. Аминь.