В день памяти преподобного Пимена Великого. О неосуждении

В день памяти преподобного Пимена Великого. О неосуждении

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Пимена Великого. Он был родом египтянин и родился около 340 года в глубоковерующей христианской семье. В молодых еще годах он дал обет безмолвия и отречения от мира и стал подвизаться в молитве, посте и воздержании в пустынном скиту близ Диокла. С ним вместе подвизались и два его брата - старший Анувий и младший Паисий.

Преподобный Пимен всецело посвятил свою жизнь Богу и так строго держал обет своего отречения от мира, что даже от свидания с матерью отказался, когда та однажды пришла навестить своих детей в скиту, и только по настойчивому убеждению братии, Пимен, подойдя к двери, за которой стояла мать, сказал ей: «Если ты великодушно перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас; так мы надеемся на человеколюбие Божие».

И, утешенная этим обещанием, мать оставила скит, не домогаясь более встречи с детьми, не отвлекая их от подвига избранной ими жизни. Впоследствии и правителя Египетской области, наслышанного о строгом подвижничестве преподобного и пожелавшего его посетить, он также не принял, рассуждая, что если все люди начнут посещать его, то нарушат его уединение, и тогда он подвергнется опасности утратить смирение и впасть в гордыню.

Продолжая до самой смерти (около 450 г.) свое суровое подвижничество, преподобный Пимен вместе с тем не оставлял людей своими наставлениями, многие из которых сохранились и дошли до наших дней.

Однажды братия спросила преподобного Пимена: «Следует ли, видя согрешение брата, умолчать и покрыть его грех?» - «Следует, - отвечал старец, - если покроешь грех брата, то Бог покроет и твой грех». «Я слышу непристойное об одном нерадивом брате, - сказал однажды преподобному Пимену один из иноков, - и так соблазняет меня его жизнь, что я даже хотел бы уйти отсюда». - «А правда ли то, что ты слышал о брате?» - спросил его преподобный. «Правда, потому что мне передал это один верный человек». - «Нет, он не верный человек, - возразил подвижник, - если бы он был верный, то никогда не сказал бы тебе худого о брате. А ты, чего не видел сам, в то не верь; и другому, если даже и своими глазами увидишь, то не тотчас верь». - «Но какой же ответ дашь ты Богу, что, увидев согрешающего, не обличил его?» - «Я скажу: “Господи! Ты повелел прежде вынуть бревно из своего глаза, а потом извлекать сучок из глаза брата… Я исполнил повеление Твое”».

Обратим, дорогие братия и сестры, внимание на это наставление преподобного Пимена и будем воздерживаться от осуждения наших ближних.

Мы в своей частной жизни не имеем никакого права осуждать ближних, потому что один только Бог есть Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить. Только Он имеет власть судить неблагодарного грешника. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает, судить о том не тебе, а Господу его, - говорит святой апостол Павел, - ибо силен Бог восставить его». Позволяя себе судить о действиях человеческих, мы тем самым как бы предвосхищаем право Божие. А это и есть величайший грех пред Богом.

Мы не должны осуждать нравственное поведение ближних и потому, что не в силах иметь о человеке правильное суждение. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, - говорит святой апостол, - кроме духа человеческого, живущего в нем?». Осуждая поступки человека, нетрудно ошибиться в своих суждениях; суд наш будет основываться только на внешних признаках, которые часто не соответствуют внутренним качествам.

Быть может, в то время, когда мы осуждаем нашего согрешившего ближнего, он давно в слезах, в сокрушении сердца раскаялся перед Богом и испросил у Него прощение. Быть может, осуждая ближнего, мы становимся орудием клеветников, которых диавол научил говорить ложь на ближнего, чтобы поселить смуту между христианами. Быть может, мы глубоко ошибаемся, решаясь осуждать других за то, за что их, возможно, нужно уважать и одобрять.

Еще более должно удерживать нас от осуждения полное осознание того, что через осуждение других мы и от людей и от Бога навлекаем на себя заслуженное нами осуждение. «Не судите, да не судимы будете», - говорит Господь. Часто мы осуждаем ближнего за то, в чем сами виновны и что в себе самих не только извиняем, но и хвалимся этим. Осуждая таким образом других, не осуждаем ли мы вместе с тем и себя. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, - говорит святой апостол Павел, - ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же».

Зная невнимательность нашу к самим себе, тот же апостол увещевает нас: «Испытывайте самих себя… самих себя исследывайте!» Вот урок для христианина, который должен быть всегда и везде перед его глазами! Вот предмет для его занятий, стараний и забот! А обращаем ли мы на это должное внимание? Войти внутрь своей души, рассмотреть и исследовать собственные помыслы, чувствования и наклонности, - это как бы не наше дело. «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь»? - говорит Спаситель. «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Спаситель этими словами научает нас быть внимательнее к самим себе, замечать собственные слабости, недостатки и погрешности, чтобы тем самым истреблять в себе худую наклонность осуждения.

Авва Пафнутий рассказывал о себе: «Однажды, путешествуя, сбился я с дороги, ибо был туман, и очутился близ одного селения. Там увидел я некоторых, бесстыдно разговаривающих между собой. Остановившись, начал я молиться о грехах своих. И вот явился мне ангел с мечом и говорит: “Пафнутий! Все осуждающие братии своих погибнут от меча сего! Но ты не осудил, а смирился пред Богом, как бы виновный в грехе. Поэтому имя твое вписано в книгу живых”».

А один благочестивый старец, видя, что брат его согрешил, со вздохом сказал: «Горе мне! Как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Подобным образом всякому из нас надо памятованием о собственном недостоинстве, греховности и бессилии отсекать от ума своего горделивые помыслы осуждения ближнего.

Один инок был довольно нерадив на пути спасения в постничестве и молитве. Наконец пришло время его кончины, и собравшиеся вокруг одра его братия чрезвычайно удивились, видя, что этот, по мнению их, беспечный инок оставляет мир не только без трепета, но благодаря Бога и даже улыбаясь. «Отчего ты в грозный час суда Божия беспечален? - спросили они. - Мы знаем твою жизнь и не понимаем твоего равнодушия. Укрепись силою Христа Бога нашего и скажи нам, да прославим Его милосердие». Тогда умирающий инок отвечал им: «Так, отцы и братья! Я жил нерадиво, и ныне все мои дела представлены мне и прочтены ангелами Божиими, я с сокрушением признался в них и ожидал всей строгости суда Господня… Но вдруг ангелы сказали мне: «При всем небрежении ты не осуждал и был незлобив» - и с этими словами разодрали рукописания грехов моих. Вот источник моей радости!» Сказав это, инок с миром предал душу свою Господу. «Не осуждайте, и не будете осуждены, прощайте и прощены будете», - сказал Господь. «Вот один из самых кратких путей, ведущих к получению прощения грехов, - говорит преподобный Иоанн Лествичник, - а именно: не осуждать! Если вы не судите, то и вас не будут судить».

Святитель Василий Великий говорит, что есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное (о его худом поведении), а именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими, как исправить согрешившего. И еще: когда бывает нужда предостеречь других, которые по неведению могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым, тогда как апостол повелевает не сообщаться с таковым, чтобы не наложить как бы силков на свою душу. Так поступал и сам апостол, как видим из того, что пишет Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты: ибо он сильно противился нашим словам». А кто без таковой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением разгласить или очернить, тот клеветник, хотя бы говорил и правду.

Будем же усердно молиться, дорогие братия и сестры, Господу, чтобы Он открыл нам духовные очи на нашу собственную греховность и силой Своей воздействующей благодати уничтожил в нас злонамеренную и зловредную страсть осуждать братии наших. Аминь.

Наверх