В день памяти преподобного Павла Фивейского. Промысл Божий о человеке

В день памяти преподобного Павла Фивейского. Промысл Божий о человеке

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Преподобный Антоний Великий, семьдесят лет подвизавшийся в египетской пустыне, однажды подумал, что в этой пустыне нет других отшельников и что он первый пустынножитель в Фиваиде. Но Господь во сне открыл ему, что во внутренней пустыне есть отшельник, который раньше него начал пустынную жизнь и угодил Богу трудами своими. Проснувшись, преподобный Антоний взял свой посох и пошел искать того, о котором возвестил ему Господь. Три дня при нестерпимой жаре шел старец. В знойной каменистой пустыне он ничего не видел, кроме следов диких зверей, наконец, увидел гиену, которая быстро бежала. Антоний последовал за ней и пришел к пещере, но вход в пещеру был закрыт. Он начал умолять находившегося в ней отшельника, чтобы он отворил ему.

«Отвори мне, раб Христов, - говорил он, - я знаю, что не достоин видеть тебя, но не уйду, пока не увижу лица твоего, не скрывайся от меня, ибо Бог возвестил мне о тебе». Наконец отшельник отворил пришельцу, и оба старца, назвав друг друга по имени, обнялись с любовью. «Зачем ты взял на себя такой труд, - говорил преподобный Павел (так звали пустынника), - и посетил человека грешного и ничтожного? Молю тебя, расскажи мне, как живет ныне род человеческий? Что делается в мире? Неужели есть еще идолопоклонники? Преследуют ли еще христиан? Я ничего об этом не знаю, ибо уже девяносто один год живу в пустьше». Преподобный Антоний ответил на все эти вопросы и сам спросил у старца, почему он оставил мир. Во время этой беседы прилетел ворон и положил около пустынников хлеб. «Щедр и милостив Господь, - сказал Павел, - Он устроил нам трапезу. Я ежедневно получаю от милости Его полхлеба, а ныне, ради твоего пришествия, Он прислал нам целый». Поблагодарив Бога, старцы сели у источника, и Павел описал Антонию жизнь свою.

«Я родился в Фиваиде, - сказал он. - Родители мои были христиане, дали мне хорошее образование и привили любовь к Богу. Но я рано лишился их и остался наследником богатого имения, которое разделил с сестрой. Сестра была замужем за человеком алчным и злым, которому хотелось получить все имение. И он решился донести языческому императору, что я христианин. В это время христиан жестоко преследовали. Узнав о его злом намерении, я убежал в пустыню. После долгого странствования нашел эту пещеру. Около нее был источник воды и росло финиковое дерево, покрытое плодами. Полюбил я пустынную жизнь и всецело посвятил себя Богу, пребывая в постоянной молитве к Нему, посте и труде. Вот уже девяносто один год как живу здесь, провожу дни в молитве, питаясь пищей, которую посылает мне Господь, и плодами финиковой пальмы, а листьями ее я одеваюсь. Мне теперь 113 лет, и с тех пор, как я оставил мир, никого не видел до твоего прибытия».

Старцы провели всю ночь в беседе и молитве. Наконец Павел сказал: «Наступает час кончины моей, и я благодарю Бога, приславшего тебя, чтобы предать грешное тело мое земле, но молю тебя, сходи в свой монастырь и принеси одежду, которую подарил тебе епископ Афанасий, ты меня в ней похоронишь».

Антоний удивился, что Павел знает об одежде, действительно подаренной ему святителем Афанасием Великим Александрийским, и поспешил исполнить просьбу святого отшельника. Несмотря на старость, на долгий, утомительный путь, он пошел в свой монастырь, взял там мантию, подаренную святителем Афанасием, и поспешил обратно к Павлу, чтобы застать его живым. На другой день во время пути Господь в видении возвестил ему о кончине Павла. Ему представились лики ангелов, пророков и апостолов и среди них - Павел, с лицом, сияющим неземной радостью, восходящий на небо. Святой Антоний с поспешностью продолжал путь свой и, когда достиг пещеры, увидел преподобного Павла уже преставившимся. Одев его в принесенную мантию, святой Антоний подумал, что ему нечем выкопать могилу, а земля пустыни была тверда, как камень. Он уже собрался идти в монастырь за заступом, как увидел двух львов, приближавшихся к нему из глубины пустыни. Они легли возле тела усопшего и начали когтями рыть землю; вырыв довольно глубокую яму, львы удалились. Преподобный Антоний похоронил Павла, провел ночь на его могиле и потом возвратился в свой монастырь. Он рассказал о встрече с преподобным Павлом своим ученикам. Павел Фивейский, египетский отшельник, память которого ныне совершается, считается первым пустынножителем.

Итак, дорогие братия и сестры, как мы видим, промысл Божий следил за преподобным Павлом, не только при жизни доставляя ему необходимое пропитание, охраняя его, но и после смерти его были посланы два льва для погребения его честного тела.

Вспомним, каждый из нас, всю нашу прошедшую жизнь, и вы увидите, что тот же Промысл бодрствует и над каждым из нас, предохраняя от погибели и направляя ко спасению. Когда мы были в утробе матери, потом слабыми младенцами, когда жизнь наша каждую минуту была в опасности, кто хранил нас, бодрствовал над нами, как не Промысл? Благочестивых людей Господь всегда выводит безопасными из самых крайних обстоятельств, подает им неожиданную помощь, когда они совсем изнемогут в своих страданиях. Многи скорби праведным, сказано, и от всех их избавит я Господь. Так, священномученик Поликарп имел однажды ночлег в гостинице. Вдруг будит его ангел и велит выйти из гостиницы. Лишь только он вышел, гостиница обрушилась и задавила всех, кто в ней находился. Великомученик Феодор Стратилат, распятый на кресте, лишенный мучителями глаз и весь израненный, изнемог духом и уже произнес жалобу на Промысл. Но ночью после этого ангел Божий снял его с креста, исцелил от всех ран и заметил ему: «Зачем же ты сказал, что Бог оставил тебя?»

Когда многие из нас остались сиротами, без близких и родных, кто нашел нам благотворителей, которые воспитали, взрастили нас, кто защищал нас, как не промысл Божий, с отеческой любовью заботящийся о сиротах. Для наглядного примера вспомним, как Господь чудесно хранил и воспитывал святого мученика Кодрата. Во времена гонений на христиан, во II веке, одна благочестивая женщина Руфина, скрываясь от гонителей, ушла из Коринфа и скиталась по непроходимым местам. Не смерти боялась Руфина, нет, - она хотела спасти младенца, зачатого в ее утробе. Наконец, она в пустыне родила сына, но, к несчастью, через несколько дней скончалась. Всего естественнее подумать, что беспомощный сиротка-младенец умер от голода или был съеден зверями. Но Господь Бог, «отверзающий руку Свою и насыщающий всякое животное благоволением», не презрел пеленами повитого Кодрата и заменил ему отца и мать. Бог заповедал облакам небесным, и они на вопль младенца, спускаясь с высоты и приклоняясь долу, источали на уста его сладкую росу и питали его молоком и медом, пока он не подрос и сам мог собирать для себя пустынные плоды. Таким образом отрок жил вдали от людей, подобно Иоанну Крестителю, хранимый Господом, и уже в юношеском возрасте найден был христианами. Он дожил до глубокой старости и во времена гонений принял мученический венец.

Итак, не горюйте, не унывайте, сироты, вдовы, находящиеся в горе, скорби, ни на минуту не забывайте, что над вами бодрствует око Отца Небесного. У Него не может быть сирот, кроме тех, которые нечестием и неверием сами отринули Его от себя. Не ослабевайте только в вере к Богу, в любви и молитве.

Когда мы были юношами, когда мысли и намерения колебались в нас, когда всюду мы видели столько соблазнов от мира, плоти и диавола, скажите, кто удержал нас от худых примеров, кто вложил нам мысль бороться с грехом, идти по пути добра и чистоты, кто, как не промысл Божий, хранивший нас? А иные не устояли, увлеклись соблазнами мирскими, страстями, поддались силе греха, - кто не дает покоя таковым сейчас, кто будит совесть их, представляет всю мерзость греха, возбуждает жажду оставить его, кто, как не Промысл? А среди неудач житейских, среди потерь и лишений, когда на сердце вашем лежали тяжелые камни скорбей, кто и тогда поддерживал вас, не давал впасть в тоску и уныние, влагал веру в лучшее, кто, как не тот же промысл Божий?

Промысл Божий часто посылает нам те или иные наказания, скорби, болезни и тому подобные испытания за наши прошедшие грехи, недостатки, чтобы мы наказаниями этими, как золото в огне, очищались для Царствия Небесного. Так, например, преподобный Ефрем Сирин в юности часто сердился, был нетерпелив и все никак не мог убедиться в существовании промысла Божия. Но Господь вот каким образом наставил и исправил его. «В юности моей, когда меня тревожили сомнения, - рассказывает сам преподобный, - я однажды отправился за город, задержался там и остался ночевать вместе с пастухом в лесу. Ночью напали на стадо волки и разорвали овец. Когда пастух объявил хозяевам о случившемся, те не поверили, обвинили меня в краже овец и отправили к судье, а судья посадил в темницу. В темнице я провел семь дней и был в сильном унынии от того, что, как казалось мне, несправедливо терплю наказание. Но во сне я услышал голос: “Ефрем, перебери все прошедшие дела и мысли свои и увидишь, что страдаешь ты по заслугам”. Пробудившись, я начал перебирать и вспоминать во всех подробностях всю свою жизнь и нашел, что когда-то давно в том же селении я со злым намерением выгнал из загона корову одного бедняка, и она была растерзана зверями. Я всей душой поверил в промысл Божий, возблагодарил Господа за Его Отеческое наказание, данное мне во спасение и дал обет всецело исправить свою жизнь и служить Богу». И действительно, подвигами и благодатью Божией, преподобный Ефрем достиг великой святости.

Неисчетны, безмерно велики милости Божий, явленные каждому из нас! Что же делать нам? Что воздадим Тебе, Господи, о всех, яже воздаеши нам? Воздавать Господу нужно тем же, что получаем от Него. Все, что Он посылает нам, обратим к Нему же, в славу имени Его и на пользу души своей, которая в очах Его дороже всего. Пользуясь благами, посылаемыми нам от Господа, постоянно видя над собой Его благословляющую, милующую, охраняющую нас руку, поставьте за правило, в благодарность за все это все более и более прилепляться к Нему, искать Его, быть верным Ему и Его Святой Церкви и любить Его до конца жизни. Молитвами преподобного Павла и всех святых Твоих, Господи, помоги нам, помилуй и спаси. Аминь.

Наверх