В день Казанской иконы Божией Матери
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Радуйся, Заступница усердная рода христианского! Так прославляет Святая Церковь Матерь Божию в Ее иконе Казанской.
И, действительно, Матерь Божия проявляет к нам такую милость, такую заботу! Всегда в самых трудных моментах Она выручает нас из самой большой беды. Она всегда заступается за нас!
Как нам не любить и не благодарить Божию Матерь за Ее милости!
Великое дело, возлюбленные братия и сестры во Христе, научиться любить Божию Матерь и иметь непрестанное усердие к Ней! Кто сумеет приобрести это усердие, тот и в наши дни через это приобретает себе вечное спасение.
Поэтому скажем сегодня несколько слов в надежде, что они западут в какое-нибудь сердце и обратят его к Богу.
Ныне мы будем говорить вам о знакомом и незнакомом. Сначала скажем о знакомом всем вам: об отношении матери к человеку, находящемуся в радости и горе.
Господь дал Матери Божией особенное сердце - нежное, чувствительное.
Говорят, что женщине свойственны слезы, что она слабодушна, сентиментальна, но не понимают того, что сердце матери-христианки и всякой матери носит в себе особый дар сильной любви к своим детям.
Посмотрите, как мать относится к горю дитяти своего! Она, если заболеет дитя, сама также болеет его болезнью, сама переносит его мучение, ибо в эти минуты сердце матери - сплошное страдание, сплошная глубокая скорбь!
Вспомните хананеянку. Когда Господь проходил мимо, она кричала:
- Помилуй меня, Сыне Давидов! Дочь моя зле беснуется.
Не сказала она: «Помилуй дочь мою», а сказала: «Помилуй меня, ибо я страдаю оттого, что страдает дочь моя». Сердце матери так переполняется великой скорбью, что она не может сдержаться, плачет-плачет неудержимо.
Господь, проходя однажды по городу, увидел, что несут гроб с единственным сыном бедной вдовы; и до того был потрясен неутешными ее слезами, до того огромная скорбь души выражалась на лице ее, что Он не мог пройти мимо, не сказав:
- Юноша, встань! И юноша был воскрешен из мертвых.
На всякое горе своего дитяти мать отвечает слезами, ибо страдает страданием дитяти своего. Если же душа больна душевной болезнью, то горе матери и слезы ее невозможно исчислить, ибо премудрый Соломон сказал, что сын безумен - печаль матери. Тогда скорбь ее является отражением скорби Ангелов. Господь сказал, что великая радость бывает у Ангелов о едином грешнике кающемся.
Если так радуются там о духовно возрожденном человеке, то какова же бывает скорбь Ангелов, когда человек погибает...
Мы здесь, на земле, не можем видеть небесных ангельских слез, не видим летающих Ангелов Хранителей наших, но зато с нами всегда земной ангел хранитель - мать. Она, подобно Ангелам, оплакивает дитя свое и скорбит о погибели его.
Когда дитя вступает на жизненную дорогу, поступает на службу, то в глазах матери стоят скорбные слезы, ибо она страдает за будущность дитяти своего. В этих слезах отражается небесная любовь, потому что на земле никто не может так любить, как мать. Таково отношение матери к дитяти своему.
Когда же у детей бывает радость, то они в радости забывают Бога, не молятся Ему, хотя Он и говорит: «Сыне, дай Мне сердце твое». А сын не дает.
И вот мать в то время, когда дитя ее радуется, то есть смеется и ликует, она опять плачет, опять слезы наполняют очи ее и эти слезы есть как бы связующее звено любви ее с Промыслом Божиим, ибо она и в радости за детей своих со слезами благодарит за них Господа.
Теперь, если вы эти материнские чувства увеличите в миллионы раз, то вы получите лишь слабое представление о любви Божией Матери к людям.
Она Сама страдала на земле из-за страданий Сына Своего. Симеон Метафраст говорит, что когда сняли Господа Иисуса Христа со креста, то Она положила бездыханную главу Его к Себе на колени и так начала говорить в изнеможении скорби Своей:
- Сыне Мой, Сыне Мой! Свет Ты Мой незаходимый! Солнце Мое праведное! Где благовестие Гавриила; который говорил, что Ты Сыном Вышняго наречешься? Ты мертв лежишь здесь, мертвенность на устах Твоих. Открой светлые очи Твои, взгляни на Меня, ибо утроба Моя горит и сердце Мое разрывается от скорби. Возьми Меня в преисподнюю, Я умру с Тобою, ибо не хочу видеть больше света, когда Ты померк, Свет души Моей, Надежда и Радость Моя!
И потом, после Вознесения Господа, и после того, как Она с плотью Своею вознесена была по Успении на небо, Она туда перенесла и любовь Свою.
Она любит каждого человека, ибо сердце Ее вмещает всех грешных, скорбящих людей...
Великой любви Ее невозможно описать, потому что любовь эта в неизмеримое количество раз больше и глубже любви земной матери. Она была проникнута великой жалостью к людям еще на земле, видя страдания Сына Своего и страдая Сама.
Эта кроткая жалость, это сострадание вылилось в такую любовь к бедным людям, что Она со светлого неба постоянно взирает на темную землю и даже посещает ее.
Если земная мать плачет о горе детей своих, то Матерь Божия так слезы проливает о грешных, погибающих людях, плачет о каждом человеке, ибо таково свойство богоподобной любви.
Святой Андрей, Христа ради юродивый, видел, когда Богоматерь явилась в облаках, что световидное лицо Ее обливалось слезами, ибо молила Она Сына Своего за грешных людей. И теперь Она плачет о каждом человеке, скорбит о нем неизмеримо большей скорбью, чем земная мать, ибо любит каждого человека любовью, которой нет подобной на земле.
Даже в наше время видишь, как от икон Божией Матери, подобно жемчужинам, скатываются круглые слезы - это знак того, что Она и теперь плачет о нас в том мире.
Но в радости за детей Своих Она не проливает слезы, - по слову Иоанна Богослова, - там от радости отъята всякая слеза. Там, когда Она радуется за людей, Она уже не плачет, а благодарит с весельем Бога, что Он, ради Ее молитв, милует грешного человека.
Так что же нам нужно делать, чтобы успокоить нашу Небесную Матерь, чтобы получить от Нее благословение?
Надо с каждым горем припадать пред иконой Ее и доверять Ей все свои горести и печали.
Но вы скажете: «Мы каждый день стоим пред иконой Божией Матери, но мы не чувствуем изменения или утешения».
Если не чувствуете утешения, то сами вы в этом виноваты, а вина не в Ней. Ваше сердце еще не очистилось, оно все еще грешное, и злая душа ваша не может почувствовать Ее нежного прикосновения. Изгладь грех свой и увидишь на себе помощь Ее и почувствуешь Ее благословляющую руку.
А пока не чувствуешь утешения, потерпи, ибо как сказал некто: «Если стоишь перед иконой, то как бы припадай к ней, ибо через нее изливается на человека благодать».
Или как сказал другой: «Если человек стоит перед солнцем, лучи освещают его, так и от иконы Божией Матери излучаются лучи Божественной любви Ее».
Пусть не чувствуешь, а все-таки освещает благодать душу и если потерпишь, то Она утешит нас и облегчит наше горе. - А как же, - скажешь, - в радости? А в радости также нужно припадать к Ней и также открывать Ей все, подобно детям, и тогда радость ваша осветится, ибо Сама Богоматерь возрадуется с вами и возблагодарит Господа. Итак, чтобы утешить нам Божию Матерь и чтобы получить себе облегчение, нужно приходить к Ней со всяким горем и со всякой радостью, как дети приходят к матери своей, все говорить Ей и открывать перед Ней. И если мы будем делать так, то Она утешит нас и Сама утешится, и пошлет нам милость Свою и токи Божественной благодати возлюбленнаго Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа.
Вот, возлюбленные, как Отцы святые повествуют нам о Божией Матери, о Ее милости, о Ее любви к нашему роду.
В 1709 году Карл, король шведский, с огромным войском, оснащенным могущественной военной техникой, с количеством воинов в несколько раз превышающим русское воинство, решил покорить наше отечество.
Со страхом русский народ переживал эти дни. И вот Петр Великий, несмотря на то, что войско было меньше и техника слабее, выступил на защиту отечества. Он все упование возложил на помощь Божией Матери.
Под Харьковом было такое место - Каплуновка, где находилась Казанская чудотворная икона. Настоятель, священник Иоанн, молился перед этой иконой и много знамений было от нее.
Петр Великий повелел, чтобы отец Иоанн приехал в стан воинов с этой иконой.
Шведы подступили уже к Харькову. Отец Иоанн вышел, по повелению Петра Великого, в стан воинов с этой чудотворной иконой. Когда шведские войска захватили это селение, они решили сжечь храм. Обложили вокруг горючим и стали зажигать. Король шведский Карл наблюдал в окно, как будет гореть этот храм с чудотворной иконой. Но оказалось, что попытка сжечь этот храм не увенчалась успехом, никакого огня не было. Тогда король в недоумении обращается к Мазепе, который был в его стане:
- Скажи, почему это не горит храм?
А Мазепа ему отвечает, что в этом храме находится чтимая чудотворная икона Божией Матери Казанская.
Тогда король вызывает одного поселянина и спрашивает:
- Скажи мне правду. Находится там, в храме, икона чтимая? Почему храм не загорается?
А этот поселянин ему откровенно сказал:
- Нет, Петр Великий вызвал священника с этой иконой в стан своих войск.
Тогда Карл шведский затрепетал в страхе и говорит:
- Если церковь не горит даже без этой святыни, потому что она уже освящена ею, то как же нам будет трудно идти против русского войска, где находится сейчас эта великая святыня!
И как вам известно, Карл - шведский король потерпел полное поражение под Полтавой. Вот как Матерь Божия спасла наше Отечество!
Есть еще рассказ.
Один был человек, поистине блудный сын, жил он нечестиво. Но мать все время молилась перед Казанской Божией Матерью. Коснулась благодать этого человека. Имя его было Сисой. А святой Сисой Великий указывает, что человек, какой бы он грешник ни был, если только он откровенно будет сильно каяться в течение трех дней и даст обет, что он не будет больше возвращаться к этой порочной нечестивой жизни, то Господь простит ему все грехи. И вот этот нечестивый человек опомнился, благодать коснулась его и он так сказал:
- Я ношу имя Сисоя, который указывает, что в течение трех суток, если я буду каяться усердно и откажусь от пороков, то я освобожусь от греха.
Он стал усердно, молиться со слезами перед образом Казанской Божией Матери. На четвертый день во сне он видит особое видение.
Должен совершиться над ним Суд, Суд Божий, не человеческий, и за свои грехи он должен понести наказание.
Видит... восседает Господь на троне, и приводят его для того, чтобы судить... судить по правде, потому что Господь Милосердный, но Он и Правосудный.
Вот Ангел Правды говорит, что этот человек много сделал нечестия; а злой дух держит большую хартию, все записи его грехов. Растерялся бедный грешник и думает: «Ну, теперь я пропал. Хотя я трое суток и молился, и постился, и Матерь Божию просил, но все равно грехов много и хартия большая. Злая сила поведет меня на вечное испытание». Но Ангел Хранитель подходит к нему и ласково-ласково ему говорит:
- Не отчаивайся, есть полная надежда, что ты получишь великую радость, великое утешение в вечной блаженной жизни.
Он задает Ангелу вопрос:
- А почему ты так думаешь? Почему ты так говоришь?
- Потому что Матерь Божия приближается к Престолу, - говорит Ангел, - и Она умолит Своего Сына, потому что ты Ее почтил и прославил.
Поднял он голову и видит - Матерь Божия уже у Престола Господня и говорит:
- Сыне и Боже Мой! Вот Мои руки, которые взлелеяли Тебя; так вот, Я беру этого грешника на поруки, прости ему и назначь ему вечную радость и вечное блаженство! Он каялся и прославлял Меня.
И Господь сказал Ей:
- Мати Моя! За какого бы Ты грешника ни попросила, если он прославляет Тебя, то, ради Тебя, Я помилую любого грешника.
Вот, возлюбленные, какая радость нам от ходатайства Божией Матери!
Так будем же благодарить всегда Господа и Матерь Божию, будем все время радоваться, что есть такая Ходатаица за нас пред Богом - наша Заступница.
Сонм священнослужителей выйдет после Литургии служить молебен Божией Матери и вместе с вами горячо помолимся и не будем отчаиваться. Только надо каяться и удаляться от порочной жизни, а Матерь Божия всегда с нами! Она всегда заступится за нас и даст нам великую радость, великое утешение и на земле и на небе! Аминь.