В четвертую Неделю по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Дорогие братия и сестры! У каждого из нас есть разные скорби и нужды, с которыми мы прибегаем к Богу. Мы часто просим Господа, молимся Ему, ищем помощи у Него во многих своих житейских делах, действительно важных и неотложных. Но Господь не всегда внимает нашим молитвам, не всегда исполняет наши просьбы. И тогда мы ищем причину этого вокруг себя, а не в самих себе. Мы приписываем Богу равнодушие к нашим земным человеческим нуждам, ропщем, а иногда даже богохульствуем. Правильно ли мы поступаем? Ответ на это дает евангельское повествование об исцелении слуги капернаумского сотника, поучительный пример которого разъясняет нам этот важный вопрос.
Этот сотник был начальником римского гарнизона в городе Капернауме в Палестине. Он был человеком добрым и честным, отзывчивым на нужды подвластного ему еврейского населения. Этим качеством своей души, своим добрым характером сотник снискал себе уважение и искреннее расположение как у жителей города, так и у еврейских городских старейшин.
Случилось, что у сотника смертельно заболел слуга. Как раз в это время в Капернаум пришел Иисус Христос, сопровождаемый, как обычно, множеством народа. Сотник обратился к Иисусу Христу с просьбой исцелить его слугу. Выслушав просьбу, Спаситель сказал ему: «Я приду и исцелю его» — и направился было к дому, в котором жил сотник. Но тут совершилось то, чего не ожидал никто из присутствующих и что на все времена останется образцом великого смирения, надежды и глубокой веры в благость и силу Божию, что служит наглядным примером того, какой должна быть наша молитва, возносимая к Богу. Капернаумский сотник, рожденный и воспитанный в язычестве, скромно и с должным почтением к Иисусу Христу откровенно говорит, что чувствует, что думает и в чем глубоко убежден: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой»!
Достойна удивления и поучительная вера римского воина. И нам нужно подражать евангельскому сотнику и иметь такую же веру в Бога. Сам Господь удивился, увидев силу и искренность его веры, и вознаградил его по заслугам, действительно, по-божески. «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры… И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».
Святое Евангелие свидетельствует, что капернаумский сотник, благодаря своей твердой вере и глубокому смирению, был достоин милости Божией. Всегда ли мы можем сказать то же самое о себе? Всегда ли другие люди могут сказать о нас то, что сказали Христу иудейские старейшины: «Он достоин, чтобы Ты сделал для него это». Сотник просил у Господа милости не для себя лично, а для своего больного слуги, искренно сочувствуя ему в его жестоких страданиях и проявляя любовь к ближнему. Сотник просит у Господа исцеления для ближнего, он делает доброе христианское дело. А всегда ли мы, пораженные гордостью, эгоизмом, себялюбием, обращаемся к Богу с просьбой о том, что обернется добром для нас, для нашей души, для окружающих нас ближних? Скажите, пожалуйста, плакал ли кто из нас и, стоя на коленях, умолял Господа за больного соседа, за больного чужого нам человека?
Капернаумский сотник не проявлял маловерия или недоверия, у него нет сомнений или колебаний. «Скажи только слово, повели только, ибо Ты Бог и имеешь власть над жизнью и смертью, — говорит он Христу, — и выздоровеет слуга мой»! С той же ли верой мы молимся Богу и обращаемся к Нему с просьбой о помощи?
Есть ли у нас такое глубокое убеждение, какое было у евангельского сотника, и такая твердая вера в то, что, испрашивая у Господа милости, мы будем благосклонно выслушаны? Нет ли в наших молитвах того скрытого недоверия, неуверенности и сомнения, которые преграждают путь милосердию Божию к нам, маловерным? Если мы задумаемся над этим, то должны будем признать, что у нас нет такой веры и смирения, какое проявил капернаумский сотник, что наши просьбы, обращенные к Господу, прежде всего касаются нашего личного блага, а не блага ближних и что поэтому мы не заслуживаем такого милосердия, какое Христос Спаситель проявил по отношению к евангельскому сотнику. Святой апостол Иаков по этому поводу говорит следующее: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений».
Дорогие братия и сестры, постараемся усердной молитвой и добрыми делами, при помощи Божией, стяжать в душах своих эту глубокую веру, великое смирение и любовь к Богу и людям, чтобы и к нам, когда мы будем обращаться к Господу Богу за помощью в наших нуждах, могли относиться слова, сказанные Спасителем сотнику: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». Аминь.