В четвертую Неделю по Пасхе, о расслабленном
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос воскресе!
Ветхозаветная пятидесятница, заключавшая собой время от Пасхи до Синайского законодательства, была лишь прообразом новозаветной Пятидесятницы, установленной благодатью Святого Духа, пришедшего в мир. Три воскресенья, последующие за Неделей жен-мироносиц, посвящены воспоминаниям событий из жизни Спасителя, имевших место в дни преобразовательного праздника и открывших людям Его божественное могущество как истинного Мессии, предвозвещенного пророками.
В четвертое воскресенье после Пасхи вспоминается чудо исцеления расслабленного. В Иерусалиме у Овечьих ворот находилась купальня. По временам ангел Господень возмущал эту воду, и она очищалась и получала целительную силу. Кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Соломон построил при этой купальне притвор, имеющий пять крытых ходов (галерей), где множество больных ожидало движения воды.
Господь наш Иисус Христос, придя в Иерусалим во вторую Пасху Своего общественного служения, посетил притвор Соломонов. Здесь Он увидел расслабленного, тридцать восемь лет лежавшего в болезни и не могущего ходить. Прозрев в этом несчастном семя веры, Господь спросил его, хочет ли он быть здоровым. Больной отвечал утвердительно, но горько заметил, что не имеет человека, могущего помочь ему сойти в воду после ее возмущения. «Встань, возьми постель твою и ходи», — прозвучал властный и сладчайший глас всеблагого Иисуса. Не усомнился болящий в словах Христовых. Он встал, взял постель свою и ушел с места, где так долго томился и страдал. Иудеи же, потерявшие искреннее религиозное чувство и слепо придерживавшиеся только исполнения обрядового закона, стали упрекать исцеленного, что несением постели он нарушает субботу. Исцеленный возразил, что делает это по слову Исцелившего его, хотя и не знал, Кто его благодетель, так как Христос скрылся в толпе. Через некоторое время Господь встретил бывшего расслабленного в храме и сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже»
Болезни являются следствием греховного повреждения природы человека, а иногда посылаются Богом для испытания человека или в наказание за личные грехи. Можно полагать, что этот расслабленный терпел тяжкую болезнь за какие-то свои грехи, и, к сожалению, оказался неблагодарным Господу за такую великую милость, и не внял предупреждающему голосу Спасителя. Узнав, что его исцелил Христос, он смело открыл это иудеям, и те искали возможности убить Иисуса. В синаксаре этого дня сказано, что этот бывший расслабленный оказался тем слугой, который ударил Христа по лицу, когда Господь был на суде у Каиафы, и, таким образом, унаследовал вечную муку.
Святой апостол Павел указывает, что недостойное принятие святых тайн у многих вызывает болезни и преждевременную смерть. С нашей стороны мы должны стараться всячески избегать грехов, почаще каяться и исправляться, а также молиться о даровании здоровья. Мы знаем и веруем, что Христос пришел в мир и воплотился, чтобы исцелить человека от всех его душевных и телесных недугов. Господу угодны молитвы верующих о даровании здравия болящим, и по молитве Церкви им часто посылаются исцеления. Аминь.