В чем счастье?

В чем счастье?

(В чем счастье?) Счастье – в молодости, красоте, богатстве, – говорит один; счастье – в славе, почете людском, – говорит другой; счастье – в научных или художественных трудах и открытиях, – говорит третий.

Действительно ли в этом счастье? Видал каждый из нас и богатых, и славных, и молодых, и красивых, и ученых, но кто из нас видал счастливого человека? «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа», говорит премудрый в Святой Библии (Еккл.1:12, 14). «Сделался я великим и богатым, больше всех бывших прежде меня в Иерусалиме. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья. И оглянулся я на все дела мои, и вот все – суета и томление духа» (Еккл.2:9–11).

Нет, не счастье, а томление духа, недовольство собой и окружающим, тоска, уныние, отчаяние – вот, кажется, удел нам на земле!

Молодой человек красив, да беден – и он томится; богат, да болен – и он тоскует; учен, славен, но ищет все большей славы, большего успеха – и не спокоен духом! Но даже и при счастливых сочетаниях всего: молодости, красоты, богатства, славы – он может быть несчастлив! Читал я о таком человеке, который был всем наделен Богом и который употребил все эти дары для достижения личного счастья. Ничем для этого он не дорожил, ни даже собственною душой, – ее вечным спасением!

И вот пришла к нему неумолимая старость – согнулся стан, поседели волосы, погас блеск очей, исчезла красота, ушло здоровье; жизнь уже изжита! Уныние и отчаяние овладевают им; впереди себя он видит неумолимую смерть, которая каждую минуту готова сразить его своею холодною косой, а за собой видит лишь ряд своих ошибок, падений, разрушенное счастье, разбитую жизнь своих ближних.

Был ли он, по крайней мере, счастлив? Нет. Всем насладившись, ни одной минуты не может он назвать истинно блаженною.

Жизнь, где же то счастье, которое ты сулишь людям? Ответь нам! И вот моя мысль уносится далеко отсюда, в одну пустынную бедную обитель, и видится мне: убогая деревянная келья, смиренный одр и на нем слабый, с едва слышным голосом, весь дрожащий от болезней, старости и трудов схимник.

Я, тогда – еще юноша, приближаюсь к нему, вглядываюсь в его изможденное лицо, и – о чудо! – на нем, на этом дивном лике, разлито небесное спокойствие, радость и мир. Вот он, этот счастливый человек, которого я так напрасно, так бесплодно искал в многомятежном бурном море житейском.

Отчего же он счастлив таким небесным счастьем?

У него ведь все отнято, чего желает и ищет мир: здоровье, молодость, богатство, суетные таланты!

И тогда-то я понял глубоко, в чем истинное счастье человека: оно в мире душевном, а приобретается оно неуклонным исполнением заповедей Христовых. Не умом лишь, а и сердцем понял я, что значат слова Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Те, которые Его ищут, Его жаждут, к Нему единому всем сердцем устремляются, – те обретают мир души.

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27), – торжественно завещал ученикам Своим Господь Иисус Христос в прощальной беседе Своей с ними.

Нелегким трудом достигается он: много внутренней тяжелой работы над собой надо употребить, чтобы получить его. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Но тот, кто имеет победу, победившую мир, – веру, надежду на благость и помощь Божию и любовь к Богу и ко всем людям, – не боится никакого труда, никаких искушений, жизнь такого христианина трудна и тяжела по временам, но в ней нет томления духа и отчаяния.

Все упование, всю надежду свою, все желание свое он полагает в Спасителе своем-Господе. А при благодатной Его помощи, что может сделать ему злого человек или диавол? Мир Божий, превосходящий всякий ум, разлит в его душе!

Наверх