В 32-ю Неделю по Пятидесятнице, о Закхее
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры! Сегодняшний день, в который читалось Евангелие от Луки о Закхее, называется Неделей о Закхее и является как бы неким прологом к подготовительным неделям перед Великим постом.
Господь наш Иисус Христос в Своем последнем путешествии из Галилеи в Иерусалим подходит к городу Иерихону. То был едва ли не самый большой торговый город Иудеи (после Иерусалима) и в то же время место, связанное со многими древними священными воспоминаниями. И вот народ еврейский слышит, что Великий Пророк и Чудотворец Галилейский направляется в их город, сопровождаемый множеством Своих учеников, апостолов и других последователей. Естественно, что из Иерихона хлынули навстречу Ему толпы столь склонных к религиозным переживаниям жителей древнего Востока, всего за два года до того слышавших от Иоанна Предтечи свидетельство об Иисусе на берегу Иордана.
С этой-то толпой пошел, вернее, побежал и Закхей. Двусмысленно и противоречиво было его общественное положение. С одной стороны - Закхей был почетным гражданином, богатейшим откупщиком - начальником мытарей, пред которым внешне преклонялись тысячи угодливых соотечественников-льстецов, которого ублажали городские власти и которого ценили и поддерживали владыки края - сильные и гордые римляне. Но, с другой стороны, того же Закхея страшно ненавидели и глубоко презирали те же сограждане, считая его отщепенцем и изменником по отношению к своему народу, мужем грешным, повинным еще и в личном корыстолюбии - злостной наживе за счет своих же соотечественников и единоверцев.
Но Закхей слышит, что божественный, грядущий Гость совсем не так относится ко всем грешникам и подобным ему мытарям. Ему говорят, что призывы любви посланного от Бога Пророка, не меньше, а еще больше, чем к гордившимся исполнением закона и преданий старцев книжникам и фарисеям, направлены именно к ним, мытарям и грешникам, как и он, и их-то, первыми отозвавшимися на Христовы призывы покаяния, Господь первыми принимает в Царство Свое. Наверное, сказали ему, что в числе избранных Иисусом двенадцати апостолов не последнее место занимает и лично известный Закхею Левий - Матфей, мытарь.
И загорелось сердце Закхея, глубоко заблудшее и почти ослепшее в удалении от Бога. Неудержимым порывом повлекло его к Небесному Пастырю, как раз и искавшему по городам и весям еврейским Своих заблудших овец. И вот, избалованный вниманием многочисленных слуг и рабов, почтенный начальник мытарей, судя по всему человек уже пожилой, бросается встречать показавшегося вдали божественного Учителя, стараясь обогнать других, всячески пытается получше разглядеть Его. Но - увы! Никто в таком случае не считался ни с богатством, ни с влиятельным положением. Здесь каждый старался быть поближе к небывалому Чудотворцу; многие рвались коснуться если не Самого Его, то, по крайней мере, воскрылия ризы Его, ибо и от них исцелялись все. Непроницаемо плотной стеной толпился вокруг Него народ, так что и при высоком росте Спасителя трудно было видеть Его, а Закхей к тому же был мал ростом.
Однако слишком уж велико было желание Закхея видеть Того, Кто скоро дарует и ему спасение. Как мальчик или последний простец, бежит Закхей к ближнему дереву, взбирается повыше на смоковницу и - о радость! - видит Его, собственными глазами созерцает всю полноту любви, чистоты, величия и бесконечной доброты, которые лились из очей всемилостивого Спаса - друга мытарей и грешников.
Но вот радость переполняет его раскаявшееся сердце, ибо за этот беззаветный сердечный порыв Святейший Гость оказывает ему великую милость и честь, о которых он, конечно, не мог мечтать. «Закхей! сойди скорее, - слышит он голос Христа, - ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Но люди всегда люди: даже божественного Учителя не побоялись они покритиковать, когда Он поступил вопреки их желаниям и взглядам, зайдя к великому грешнику Закхею. Слишком уж не любили его за службу римским властям и за корыстолюбие, за то, что обижал людей. Ведь открытая всевидящим очам Сердцеведца перемена в душе этого недавнего лихоимца неведома была никому. И вот поднялся великий ропот в теснившейся многолюдной толпе народа. «Как же, зачем и почему к грешному человеку?» - с горьким осуждением недоумевали они, перенося свои укоры с заведомо многогрешного Закхея на бесконечно Благого Гостя его… Все это заметил и слышал Закхей и поспешил пристыдить своих порицателей, поспешил выявить перед всеми, что не ошибся в нем Господь, оказав ему такую великую честь. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», - с твердым намерением и с искренним раскаянием сказал он Спасителю, сразу же по голосу совести своей сотворив в ответ на милость Господа достойный плод покаяния. И если велика бывает на небе, по свидетельству Спасителя, радость ангелов об обращении грешника, то какой же была радость Самого Царя ангелов об обращении обретенного Им Закхея?! И эта радость Христова звучит в Его словах: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». И затем добавляет, что и Сам Он пришел на землю, чтобы взыскать и спасти погибшее.
Дорогие братия и сестры! Сколько спасительных уроков дает нам Господь в преддверии подготовительных недель к Великому посту, сколько лучей божественной истины изливает это евангельское повествование о раскаявшемся Закхее! Вот жертва сердца, уверовавшего в закон милости и Христовой любви. Вот истинное, спасающее покаяние, вытравляющее из сердца эгоизм; не гроши и крохи, а половину своего достояния готов отдать человек, вчетверо искупить содеянные обиды, чтобы загладить во Христе и самые следы тяжких грехов. Вот настоящая признательность человека к своему Благодетелю - Создателю и Творцу. Не то что мы: как должное принимаем и от Бога, и от людей проявление всякого внимания, всякую помощь, всякую услугу и добро, с черствым сердцем сейчас же отворачиваемся от того, кто нам помог, а чаще - даже просто не замечаем этого добра, в особенности неблагодарны мы по отношению к Богу, от Которого исходит всякое благое даяние и всякий самый совершенный, самый нужный и ценный дар. Мы никогда не должны забывать, что, кроме прощения грехов, получаемого от Господа через Его свидетеля-духовника на исповеди, мы должны принести достойный плод покаяния: загладить прошлые грехи добрыми делами, доказать свое покаяние последующей добродетельной жизнью. Да даст же Господь и нам сердце Закхея - сердце чуткое и благородное, способное с должной признательностью воспринимать любовь, а вместе с тем приносить истинное покаяние и достойные этого покаяния плоды. Аминь.