В 31-ю Неделю по Пятидесятнице. О слепоте духовной
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры! Однажды один слепой просил милостыню, сидя при дороге, по которой проходил Иисус Христос в Иерихон. Узнав от людей, что идет Иисус Христос, слепой воскликнул: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» Господь спросил его, что ему надо. «Я желаю, Господи, - отвечал он, - чтобы мне прозреть». Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас исцелился и пошел за Спасителем, славя Бога. Весь народ, видя это, возносил хвалу Богу.
Великое несчастье быть слепым, ужаснее того - ослепнуть духовно; и какое множество людей слепых духовно! Слепнут духовные наши очи от чтения вредных книг, от плохих сообществ, от излишнего пристрастия к земному и плотским удовольствиям. Но ничто настолько сильно не ослепляет человека, как греховные привычки, страсти. Гордость до того ослепила диавола, что он восстал на Всемогущего; сребролюбие до того ослепило Иуду, что он предал своего Учителя и Господа; зависть до того ослепила сыновей патриарха Иакова, что они продали в рабство брата своего Иосифа; властолюбие возбудило Авессалома восстать против отца своего Давида. Плотоугодник из-за страсти бросает жену, детей, разоряет свое имущество, здоровье, губит свою жизнь, а Ирод даже решился убить святого Иоанна Крестителя, несмотря на то что считал его пророком. Господь исцеляет слепорожденного; родители его, соседи - все говорят, что он слепым родился, а сам он утверждает, что исцелил его Христос. Но что же фарисеи? Ненависть ослепила их разум: изгнаша его [слепого] вон, как живого свидетеля чуда, и не уверовали в Господа. Вся Вифания знала, что Лазарь умер и погребен, что прошло уже четыре дня, что тело его уже подверглось тлению. И вот в присутствии многочисленных свидетелей Спаситель божественным Своим словом: «Лазаре! гряди вон» воскрешает его из мертвых. Что же иудеи? Они решили убить и Лазаря. Так рассуждает человек под действием злобы, вот до чего доводит духовная слепота! Посмотрим, дорогие братия и сестры, вокруг самих себя и мы увидим то же самое. Разъясните какому-нибудь празднолюбцу и расточителю, что убивать время в праздности, в пустых занятиях — значит вести неправедную жизнь; что, живя развратно, расточая имение и здоровье, он разоряет семейство, губит себя, роняет себя в глазах благородных людей, что полезнее употреблять деньги на насущные нужды, сделать какое-нибудь доброе дело; что гораздо лучше посидеть дома и почитать какую-нибудь добрую книгу. Но разве не назовет он все это «несовременным» и скучным. Вкус не только к духовным наслаждениям, но и к умственным занятиям у него давно уже притуплен.
Заставьте признаться гордого, что он не таков на самом деле, как он мнит о себе; но разве это возможно? Его с трудом терпят, а он воображает, что он необходим, что без него не могут обойтись. Растолкуйте скупому, что Бог дает ему богатство на его собственную пользу, а также и для других, но как трудно тронуть его каменное сердце! И в наше время есть люди, которые смотрят и не видят, слушают и не разумеют. Есть люди, которые ни в чем не видят присутствие Творца и Промыслителя мира. Ни видимая природа, ни осязательные события, в которых явно видна рука Божия, ни чудеса, превышающие законы природы, - ничто не способно обратить их ум и сердце к Богу. Не думайте, что неверие основывается на каких-либо неоспоримых данных. Нет! Главная опора неверия - нечестие сердца.
Начало премудрости - страх Господень. Нет страха Божия - нет и премудрости. В злую душу не войдет премудрость, потому что душа отвращается от нее. Как плотоугоднику не глумиться над учением Христа о самоотвержении? Как не отрицать ему учение о будущей жизни, вечных мучениях? Приемлемо ли для человека, поставившего своей целью наживу, христианское учение о нестяжательности? Понравится ли честолюбивому Тот, Кто обещал Своим последователям не почести, не славу, а гонения?
«Почему вы не понимаете речи Моей? - спрашивает Спаситель иудеев и Сам отвечает: - Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. Кто от Бога, тот слушает слова Божии»!
Вот коренная, вековечная причина неверия - этой слепоты духовной - наше плотоугодие, любовь к земному, гордость, а не научные истины. Великие грехи, плотская жизнь удаляют человека от Бога, и меркнут в его душе святые истины, если не просветит его Христос, Свет истинный; не разорвать ему самому уз страстей, которыми сам связал себя, если не разрешит их Тот, Кто и узы ада растерзал и вереи вечные сломил.
Когда просящий слепой услышал, что идет Христос, не имея телесного зрения, увидел Его очами сердца своего, уверовал, что Он есть Бог, и, с глубокой верой взмолившись к Нему: «Иисусе, Сын Давидов, помилуй меня!» - тотчас избавился от слепоты. Спаситель подтвердил его веру, когда сказал: «Прозри! вера твоя спасла тебя». Видели Господа и Пилат, и Анна, и Каиафа, но воспринимали, как и прочие из толпы, которые смотрели на Него без веры, а не так, как апостолы, поэтому никакой не получили пользы от того, что видели Его. Но святой апостол Павел видел Его очами сердца своего и своей сильнейшей верой, как видел Его уверовавший и исцелившийся слепой.
Будем же стараться, дорогие братия и сестры, очищать свою душу и сердце от всякой скверны плоти и духа, от всякого греха, чтобы прозреть духовно, чтобы получить исцеление очей души своей и ясно видеть Спасителя своего. Усердно помо- лимся Ему:
«Ты - просвещение ума моего, Иисусе мой! Ты - спасение отчаянной души моей, Спасе мой! Ты Один можешь просветить меня темного, научить меня непотребного, очистить скверного, воздвигнуть падшего, дать мир душе моей, смущаемой прилогами страстей, свободить от сети, еюже змий запят мя страстьми плотскими, блудным навождением и злым унынием. Просвети душевные очи мои, да никогда усну во гресех в вечную смерть». Аминь.