В 3-ю Неделю по Пасхе, святых жен-мироносиц. Женщина в христианстве, жены-мироносицы
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос воскресе!
Вот уже две недели под сводами наших храмов раздается это приветствие, возвещающее миру победу добра над злом, света над тьмой, жизни над смертью. Первым, кто передал человечеству эту радостную весть о воскресении Христовом, были святые жены-мироносицы. И сегодня Церковь призывает нас прославить их память. Между мироносицами у всех евангелистов первой упоминается Мария Магдалина, из которой Господь прежде страданий и смерти Своей изгнал семь бесов; за ней другая Мария, матерь апостолов Иакова и Иосии; Саломия, матерь апостолов Иакова и Иоанна Богослова; Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова; Сусанна; Марфа и Мария — сестры Лазаря. Все они столь искренно были преданы Господу Иисусу Христу, что служение Ему считали своей высшей обязанностью и величайшим счастьем; все они, кроме Марфы и Марии, были спутницами Спасителя во время Его странствий с проповедью о Царстве Божием и учились у Него святой вере, святой жизни и, владея достаточными жизненными средствами, служили Ему в земных нуждах от имений своих. А Марфа и Мария, сестры Лазаря, не сопутствуя Иисусу, часто принимали Господа у себя в доме и здесь выражали Ему свою любовь, преданность и благодарность в заботливом угощении и усердном внимании слову Его. В последнее посещение Господом семейства Лазаря благодарная любовь Марии излилась в том, что она возлила фунт драгоценного нардового мира на главу Спасителя и таким образом еще до смерти и погребения Его вступила в чин мироносиц.
Слово Божие рассказывает нам о скорбных часах страданий Господа, когда Его оставили почти все ученики. И только жены-мироносицы следовали за Ним, когда Он, божественный Страдалец, изнемогая под тяжестью креста, шел на Голгофу. Эти женщины горькими слезами, не таясь, соболезновали Ему. Не испугало их землетрясение, не устрашила внезапная тьма, не увлекла их толпа, расходившаяся с Голгофы после совершенного злодеяния. И когда после смерти Спасителя тайные ученики Христовы Иосиф Аримафейский и Никодим сняли с креста пречистое Его тело и погребли в саду близ Голгофы, святые жены непоколебимо следовали за Ним и видели, где и как был погребен Господь. Возвратившись к себе, они приготовили благовония, которыми, по обычаю, умащали тело погребенного, и в субботу, как повествует святой евангелист Лука, по заповеди, они оставались в покое. В первый же день недели в предрассветной темноте святые жены поспешили с приготовленными ароматами ко гробу божественного Учителя. Этот подвиг, от исполнения которого их не удержали ни ночной мрак, ни злоба иудеев, был вознагражден несказанной радостью: святые жены первыми увидели воскресшего Христа, первыми услышали Его приветствие: «Радуйтеся!» И первыми возвестили апостолам о Его воскресении. Этих жен Святая Церковь прославляет и сегодня возносит особую молитву, испрашивая у них благодатной помощи в доброй христианской жизни.
Из евангельской истории мы знаем, с какой горячностью чуткое сердце женщины откликнулось на проповедь Спасителя. Слово Божие открывает нам, какую глубину веры, любви и преданности Учителю проявили эти святые жены, окружавшие Его во время земной жизни. Их влекла любовь к Нему как во время земной Его славной, ознаменованной многими чудесами проповеди, так и во время величайшего Его уничижения, страданий на кресте, а также и тогда, когда Его бездыханное тело лежало во гробе. Они оставались верными до конца. Этот подвиг любви воодушевлял других женщин. Святые жены-мироносицы, проявившие свою любовь к Спасителю, служили Ему и тем, что заботились о достойном погребении Его пречистого тела, тем самым положив начало служения женщины в Святой Церкви, являющейся телом Христовым. Возможность этого служения открылась вследствие дарованного Господом равенства для всех людей, независимо от пола, национальных, расовых и общественных различий. Служение женщины уже в древней Церкви приобрело свои особые формы. Оно выражалось в заботе о добром христианском воспитании детей, о сиротах и больных. Известные своей праведной жизнью диакониссы помогали пресвитерам при совершении святого таинства крещения. Первые же христианские общины имели уже в своей среде и женщин, которые делами милосердия, заботой о насущных потребностях ближних способствовали христианской проповеди. Их подвиги благочестия вызывали восхищение язычников. Так, один из них, учитель святителя Иоанна Златоуста (в молодости его), в порыве восторга воскликнул: «Какие женщины у христиан!» И как хочется, чтобы и теперь все окружающие нас люди, взирая на святую жизнь христианок, также восклицали и подражали им. «Вы — свет мира, — сказал Спаситель. — Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они, видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Святые женщины были среди первых христианских мучеников за веру, и своей святой кровью запечатлели истинность евангельской проповеди. Многие женщины помогали благовестию Христова учения, известны имена таких провозвестниц, и мы чтим память равноапостольных: Елены, матери Константина Великого; Нины, просветительницы Грузии; Ольги, просветительницы наших предков-славян. Их подвиг самоотверженного служения явился как бы продолжением подвига святых жен-мироносиц.
Дорогие братия и сестры! Много и в нашей среде женщин, подражающих мироносицам, которые своей глубокой верой, любовью и преданностью Господу, своей материнской лаской, примером высоконравственной христианской жизни и добрым словом помогают людям строить Царство Божие внутри себя, в своем сердце.
Святой апостол Петр указывает, к какой особой высоте нравственного достоинства должна стремиться женщина-христианка. «Да будет украшением вашим, — наставляет он, — не внешнее… но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом»! И апостол Павел также призывает женщин-христианок хранить чистоту и святость христианской жизни. Осуществление христианских заповедей есть путь, на который зовет нас своим примером служение святых жен-мироносиц. Для всех нас открыт этот спасительный путь — путь правды, путь искренней веры, горячей любви и неизменной преданности Господу Иисусу Христу в продолжение всей жизни, во всяком состоянии, среди всех превратностей мирских, в счастии и несчастии, в скорби и радости, в богатстве и бедности, в здравии и болезни, в тишине и буре душевной — путь наследования вечной жизни.
Не нужно нам сегодня миро для помазания пречистого тела Господа Иисуса Христа, вознесшегося на небо, как и тогда, во дни земной Его жизни, для Него, собственно, оно было не нужно, ибо Само божественное тело издавало необыкновенно чудное благоухание, как источник святыни, нетления для всех верующих в Господа. Но так как мы сами — тело Христово, а порознь — члены, то всем нам нужно приносить Ему в дар в своем лице и в лице ближних миро добродетели, миро веры, упования и любви, миро кротости, смирения, незлобия и послушания; воздержания, чистоты и целомудрия; милостыни и взаимной помощи, терпения и великодушия, нелицемерия и правоты.
Личная, живая, простосердечная, детская, глубокая вера христианина, основанная на Евангелии, есть истинное миро для Господа. Он всегда утешался и ныне утешается простотой веры в людях и щедро награждал и награждает чудными дарованиями тех, в ком ее обретает. «Вера твоя спасе тя; иди в мире»; «Иди, и якоже веровал еси, буди тебе»; «По вере вашей да будет вам», — говорил Он верующим. Но неверие сильно огорчало Спасителя и не давало и сейчас не дает возможности совершаться чудесам. «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас» — говорил Он неверным и маловерным. Веруй же несомненно, христианин, в Господа, Его благость и милосердие; проси, нимало не колеблясь, что нужно на потребу, и получишь «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». Всякий день приноси, христианин, Господу в дар миро живой веры; исповедуя грехи свои, удаляйся от дел тьмы, твори дела света — и вера с покаянием оправдает тебя и покажет тебя причастником вечной славы. Побеждай и рассеивай сомнения, возникающие в тебе и навеваемые на душу духами лукавства или людьми неверующими. Держись Евангелия и Святой Православной Церкви — этого непоколебимого столпа истины, которую и врата адовы не одолеют вовеки. С верою соединяй упование на милосердие Божие, на Его промыслительное попечение о нас, на исполнение обетовании и предречений божественных в Священном Писании — о воскресении мертвых, о Страшном Суде, о воздаянии праведным и грешным. С упованием соединяй любовь и добрые дела, надеясь получить великие нетленные небесные блага; удаляйся от всякого зла и твори святыню в страхе Божием, ибо без святыни никто не узрит Бога. Сподобляясь милости от Господа, сам будь милостив. Если твоя страстность и диавол влекут тебя к гневу, ярости, зависти, непослушанию, — не подчиняйся злу, не сердись, не раздражайся, не ревнуй творящим беззакония; будь послушлив старшим, сохраняй любовь к ближним, кроткое и тихое расположение духа, и это будет благоуханным твоим миром Господу, и Господь, почивающий в смиренных, почиет и в тебе. Если одолевает тебя страсть к объедению, пьянству, а отсюда волнуют тебя сладострастные плотские движения, всячески борись против них, воздерживайся во всем, изгоняй страстные помыслы воздержанием, молитвой, частой исповедью; не попусти адскому огню объять тебя. Принеси Господу миро воздержания, чистоты и целомудрия, и Господь даст тебе духа благодати Своей и увенчает тебя за непорочность, как венчал Иосифа целомудренного. Если тебя преследуют зависть, клевета, злоречие, насмешки, гонения и другие разные козни врагов, — терпи, будь великодушен, взирай на Христа, невинно претерпевшего, молись за них, побеждай зло добром. Помни: «Терпением вашим спасайте души ваши».
Итак, послужим Спасителю искренней верой и любовью, служа от всего сердца друг другу, чтобы всем нам сподобиться благодати Святого Духа, быть приятным благоуханием Господу и вместе со святыми женами-мироносицами наследовать Царство Небесное. Аминь.