В 28-ю Неделю по Пятидесятнице. Кто из нас избранные?

В 28-ю Неделю по Пятидесятнице. Кто из нас избранные?

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Много зва­ных, но мало избран­ных. Доро­гие бра­тия и сестры, так закон­чил Гос­подь наш Иисус Хри­стос Свою притчу, кото­рая чита­лась сего­дня у нас на литур­гии, притчу о зван­ных на вечерю. Смысл притчи такой. Гос­подь, совер­шив спа­се­ние людей и открыв им все сред­ства к спа­се­нию, при­гла­шает их вос­поль­зо­ваться этими спа­си­тель­ными сред­ствами. «При­и­дите ко Мне вси труж­да­ю­щи­ися и обре­ме­нен­ный, — гово­рит Он, — и Аз упо­кою вы». Но, к край­нему сожа­ле­нию, мно­гие отка­зы­ва­ются от спа­се­ния, от сво­его соб­ствен­ного блага. Много зва­ных, но мало избран­ных — мало вни­ма­тель­ных к сво­ему соб­ствен­ному спа­се­нию, к сво­ему соб­ствен­ному благу. Странно, но тем не менее, дей­стви­тельно, мно­гие из нас, даже веру­ю­щие, отка­зы­ва­ются от сво­его соб­ствен­ного блага, к кото­рому посто­янно нас зовут, кото­рое нам пред­ла­гают, кото­рое, можно ска­зать, нам навязывают.

И мы, доро­гие бра­тия и сестры, все зван­ные Гос­по­дом и Его Свя­той Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью ко спа­се­нию, но кто же из нас избран­ный? Кто из нас истинно доро­жит своим бла­гом и забо­тится о спа­се­нии? Совесть каж­дого отве­тит на этот вопрос, и каж­дый из нас легко может уви­деть свое положение.

А свя­тые отцы гово­рят нам, что избран­ные Гос­по­дом — это те, кото­рые твердо дер­жатся свя­того еван­гель­ского уче­ния и уче­ния Свя­той Пра­во­слав­ной Церкви, надеж­ной руко­во­ди­тель­ницы нашей в деле спасения.

Избран­ные — это те, кото­рые любят читать и слу­шать слово Божие, вду­мы­ваться в него и кото­рые усва­и­вают это свя­тое уче­ние всем серд­цем, как сухая земля впи­ты­вает в себя дож­де­вые капли.

Избран­ные — это те, для кото­рых все уста­нов­ле­ния цер­ков­ные свя­щенны, для кото­рых свя­щен­ник — лицо желан­ное, почтен­ное, кото­рого слу­шают с охо­той и любо­вью, как отца духов­ного, духов­ного пас­тыря, вер­ного слу­жи­теля Христова.

Избран­ные — это те, для кото­рых вся­кая свя­тыня хри­сти­ан­ская: храм, иконы, крест, свя­тое Еван­ге­лие и про­чее — пред­меты доро­гие, вся­кий раз вызы­ва­ю­щие благоговение.

Избран­ные — это те, кото­рые креп­чай­шею любо­вью при­вя­заны к Иисусу Хри­сту, нашему Спа­си­телю, стре­мятся к Нему всем серд­цем и непре­станно ищут обще­ния с Ним в молит­вах и в свя­тых таин­ствах Церкви.

Избран­ные — это те, кото­рые видят в своих ближ­них бра­тьев во Хри­сте, люби­мых чад Отца Небес­ного, несмотря на их бед­ность, низ­кое обще­ствен­ное поло­же­ние, и ста­ра­ются, в чем только можно, помо­гать им.

Избран­ные — это те, кото­рые не поз­во­ляют себе в жизни не только какого-нибудь дур­ного поступка, но и какого-нибудь гни­лого слова и даже гре­хов­ной мысли, кото­рые с него­до­ва­нием отво­ра­чи­ва­ются от вся­кого непри­ли­чия, от кого бы это ни исхо­дило, в слове или деле.

Избран­ные — это те, у кото­рых душа мяг­кая, доб­рая, отзыв­чи­вая на вся­кое добро и отвра­ща­ю­ща­яся от всего дур­ного, испол­нен­ная любви к Богу и ближнему.

Избран­ные — это те, кото­рые дер­жат себя в сто­роне от пло­хих сооб­ществ, сбли­жа­ются только с людьми скром­ными, бого­бо­яз­нен­ными, кото­рые ведут себя бла­го­при­стойно, ни перед кем не выстав­ляя напо­каз внут­рен­них достоинств.

Сло­вом, избран­ные Гос­по­дом — это те люди, кото­рые ста­ра­ются во всем жить по закону Хри­стову, а если и гре­шат в чем-нибудь, то каются, каются искренно, чисто­сер­дечно, и поэтому посте­пенно ста­но­вятся луч­шими и духовно совер­шен­ными в своей жизни.

К сожа­ле­нию, мно­гие, при­зна­вая свя­тость бла­го­че­стия, созна­вая долг свой перед Богом, пре­не­бре­гают бла­го­че­стием под раз­ными пред­ло­гами, отре­ка­ются от него каж­дый по-своему.

«Мы не про­тив хри­сти­ан­ского бла­го­че­стия, — гово­рят одни, — но заботы по хозяй­ству, по службе отни­мают у нас все время, нам неко­гда зани­маться бла­го­че­стием, ходить часто в храм, много молиться». Мно­гие гово­рят: «Когда пойду на пен­сию, поста­рею, тогда буду больше и молиться, храм посе­щать, поститься и каяться». Мно­гие, думав­шие так и остав­ляв­шие заботу о своем спа­се­нии, горько ошиб­лись. Преж­де­вре­мен­ная смерть унесла их совсем не под­го­тов­лен­ными в веч­ность. Кто может гаран­ти­ро­вать, что мы дожи­вем до ста­ро­сти или до пен­сии? А если и дожи­вают мно­гие, то, про­вед­шие юные и моло­дые годы в гре­хах и стра­стях, в ста­ро­сти бывают уже не спо­собны к подви­гам бла­го­че­стия, молитве и пока­я­нию. С такими отго­вор­ками и меч­тами невоз­можно, конечно, спа­стись. Поэтому, пока мило­серд­ный Гос­подь дает нам это золо­тое время, здо­ро­вье, дол­го­тер­пит нас, надо спе­шить делать доб­рые дела, спе­шить спа­саться, не пре­не­бре­гать этой вели­кой мило­стью и любо­вью Божией к нам, греш­ным. «Вот, теперь время бла­го­при­ят­ное, — гово­рит свя­той апо­стол Павел, — вот, теперь день спа­се­ния. Или пре­не­бре­га­ешь богат­ство бла­го­сти, кро­то­сти и дол­го­тер­пе­ния Божия, не разу­мея, что бла­гость Божия ведет тебя к покаянию?»

Доро­гие бра­тия и сестры! Мы слиш­ком сильно оза­бо­чены нуж­дами домаш­ними, успе­хом по службе и дру­гими зем­ными бла­гами. Но не ска­зано ли нам, что если будем искать Цар­ствия Божия, спа­се­ния душев­ного, то все про­чее при­ло­жится нам? Это не чело­ве­че­ские обе­ща­ния, часто нена­деж­ные и обман­чи­вые, а это обе­ща­ние Божие. Но мы, не дове­ряя Богу, при­ни­маем на себя заботы обо всем. А что из этого выхо­дит? Мы теряем время, столь необ­хо­ди­мое для спа­се­ния души, для доб­рых дел, и в пустых житей­ских забо­тах, так ска­зать, ловим ветер; плоды неза­кон­ных тру­дов наших гиб­нут на наших же гла­зах или рас­то­ча­ются детьми нашими. Нет, не закон­ные житей­ские заботы мешают бла­го­че­стию, а без­за­кон­ная забот­ли­вость и суета, не зна­ю­щая меры. Кто при­учил себя рас­по­ла­гать вре­ме­нем и тру­дами согласно запо­ве­дям Божиим, а жела­ниям сердца пола­гать меру еван­гель­скую, у того довольно вре­мени для спа­се­ния. В покой­ном упо­ва­нии на Того, Кто дает пищу и пти­цам небес­ным, он не мучит себя забо­тами о зем­ном, доволь­ству­ется пло­дами тру­дов своих и уде­ляет из них нуж­да­ю­щимся. А жад­ность к бла­гам вре­мен­ным все­гда про­яв­ля­ется в недо­воль­стве. Дают ей необ­хо­ди­мое для жизни — не знает покоя, стре­мится при­об­ре­сти больше. Посы­ла­ется более, чем нужно, — строит зда­ния, чтобы запе­реть в них все в пищу тле­нию. При­вя­зав­шись к зем­ному, не думает больше ни о чем, не тре­во­жится ничем, не любит ничего, кроме земли. Жена, деньги, отли­чия — вот все ее сокро­вище, тут и сердце ее.

Путь, по кото­рому идут толпы люби­те­лей зем­ного, ведет к веч­ной поги­бели, а путь к Цар­ству Небес­ному — путь узкий, и по нему идут немно­гие. Это ска­зал нам Сам Гос­подь, каж­дое слово Кото­рого — истина, «ей» и «аминь». Много зва­ных, но мало избран­ных. Надо сле­до­вать при­меру не мно­гих, а свя­тых, искав­ших прежде всего и более всего Цар­ства Божия и правды Его!

Счаст­ливы избран­ники Божий! Может быть, они живут в про­стоте, бед­но­сти и в безыз­вест­но­сти, может быть, и не заме­чают их дру­гие, может быть, их оби­жают мно­гие и застав­ляют про­ли­вать слезы, может быть, их поно­сят и пре­зи­рают Гос­пода ради, но видит их Гос­подь и любит их. Гос­подь их хра­нит. А в свое время, когда они успешно выпол­нят свое зем­ное назна­че­ние, Гос­подь пошлет им кон­чину без­бо­лез­ненну, непо­стыдну, мирну и после смерти подаст им доб­рый ответ на Страш­ном Суде Своем и затем веч­ную бла­жен­ную жизнь. Аминь.

Наверх