В 27-ю Неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Во все дни Своей зем­ной жизни, осо­бенно в послед­ние годы, Гос­подь наш Иисус Хри­стос почти посто­янно был с наро­дом. Он ходил по горо­дам и селе­ниям, исце­ляя боль­ных, вос­кре­шая мерт­вых, про­го­няя бесов, — сло­вом, чудо­дей­ство­вал всюду, где встре­чал веру в серд­цах людей. Везде, где бы Он ни оста­нав­ли­вался, соби­ра­лись толпы народа, жаж­ду­щие послу­шать Его и исце­литься от неду­гов своих. И Гос­подь жалел, состра­дал всем скор­бя­щим. Он про­по­ве­до­вал, насы­щал устав­ших слу­ша­те­лей чудес­ным обра­зом, тво­рил явные чудеса не для того, чтобы про­сла­виться, увлечь за Собой удив­лен­ные толпы. Нет, Он хотел только одного — хотел, чтобы все Его чудеса помогли людям рас­крыться внут­ренне, при­го­то­вить душу для при­ня­тия боже­ствен­ной бла­го­дати. Огонь свя­той любви хотел Гос­подь зажечь в каж­дой душе, чтобы освя­тить, согреть, обра­до­вать, ожи­вить. Сам Он гово­рил: «Огонь при­шел Я низ­ве­сти на землю». Огонь свя­той, боже­ствен­ной любви при­нес Гос­подь с неба, и Он очень желал, чтобы этот огонь раз­го­рался. Да и как же не желать этого света, живо­тво­ря­щего тепла, неска­зан­ной радо­сти, всего того, что зовется одним сло­вом — любовь, любовь боже­ствен­ная. Ею стоит мир. Ради нее Гос­подь стал чело­ве­ком, все вынес, вытер­пел крест, смерть, вос­крес и воз­несся со сла­вою. Любовь, какую хотел и хочет зажечь Гос­подь в серд­цах всех, может сде­лать послед­него греш­ника пра­вед­ни­ком. Да и кто пра­ве­ден среди людей, если свя­тые отцы гово­рят, что и тогда чело­век гре­шен, если даже живет он всего лишь один день на земле?

И как хочется, чтобы в душах у нас, всех веру­ю­щих, не осты­вала память о том, что Бог всех нас любит и велит нам друг друга любить. При­мер высо­чай­шей любви и мило­сер­дия Божия к греш­ному чело­веку мы видим из сего­дняш­него еван­гель­ского чтения.

Когда Гос­подь учил народ в одной из иудей­ских сина­гог, там была жен­щина, восем­на­дцать лет стра­дав­шая тяж­ким неду­гом от нечи­стого духа: она была скор­чена и не могла выпря­миться. Иисус, уви­дев ее, подо­звал и ска­зал ей: жен­щина! ты осво­бож­да­ешься от недуга тво­его. И воз­ло­жил на нее руки, и она тот­час выпря­ми­лась и стала сла­вить Бога. Из еван­гель­ской исто­рии мы знаем, что бес­но­ва­ние, как и мно­гие дру­гие болезни, осо­бенно было рас­про­стра­нено в момент при­ше­ствия Хри­ста в мир. Нали­чие вся­кого рода болез­ней, как душев­ных, так и телес­ных было как бы харак­тер­ной осо­бен­но­стью того вре­мени. И это было не слу­чайно. Как сви­де­тель­ствует исто­рия, в это время чело­ве­че­ство нахо­ди­лось в состо­я­нии глу­бо­кого нрав­ствен­ного упадка. Свет истин­ной веры, носи­те­лем кото­рой был иудей­ский народ, уга­сал по при­чине все­воз­мож­ных заблуж­де­ний внеш­ней фари­сей­ской рели­ги­оз­но­сти. Язы­че­ский мир, поте­ряв веру в истин­ного Бога, в поис­ках смысла жизни все глубже и глубже погру­жался в без­дну греха, раз­врата и порока. Но это состо­я­ние гре­хов­но­сти, пороч­но­сти — ненор­маль­ное состо­я­ние чело­века: не для греха, не для стра­да­ний был сотво­рен Богом чело­век, а для веч­ной и свя­той жизни. Вот почему вся­кий грех — будь он боль­шим или малым — пагубно дей­ствует не только на душу чело­века, но и на его есте­ствен­ную при­роду. Грех пора­жает не только душу, ее духов­ные спо­соб­но­сти — ум, волю и чув­ства, но повре­ждает и раз­ру­шает физи­че­ские силы чело­века. «От мно­гих моих гре­хов немо­щствует тело, немо­щствует и душа», — слы­шим мы в цер­ков­ном пес­но­пе­нии. Чело­век, впав­ший в грех, утра­чи­вает сво­боду в своих дей­ствиях и поступ­ках: он ста­но­вится рабом греха, и тогда же он ста­но­вится послуш­ным ору­дием диа­вола. При­ме­ром чему слу­жит скор­чен­ная жен­щина, восем­на­дцать лет стра­дав­шая тяж­ким неду­гом от нечи­стого духа.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит, что эта боль­ная изоб­ра­жает собою все неду­гу­ю­щее гре­хом чело­ве­че­ство, столько тысяч лет стра­да­ю­щее рас­слаб­ле­нием гре­хов­ным. На при­мере этой несчаст­ной скор­чен­ной мы видим, насколько велика и, каза­лось бы, непре­одо­лима власть греха и диа­вола над чело­ве­ком, но в то же время мы видим, насколько больше и непо­сти­жи­мее любовь Божия к чело­веку греш­нику! Этот при­мер мило­сер­дия Гос­пода еще раз наглядно сви­де­тель­ствует о том, что Гос­подь при­шел в мир спа­сти людей от греха и всех послед­ствий греха, что Гос­подь не хочет смерти греш­ни­ков, но желает всем спа­се­ния. И как бы глу­боко не погряз чело­век в грех, он не дол­жен отча­и­ваться, потому что любовь Божия и мило­сер­дие Его к нам без­гра­ничны. Не ради пра­вед­ни­ков, но за без­за­ко­ния греш­ни­ков постра­дал крест­ной смер­тью Иисус Хри­стос: «и кровь Иисуса Хри­ста… очи­щает нас от вся­кого греха». «Гос­подь вчера и сего­дня и во веки Тот же», — гово­рит апо­стол. Он любил всех и любит. Звал к Себе и сей­час зовет. Тер­пе­ливо и снис­хо­ди­тельно отно­сился к немо­щам люд­ским и тер­пит до сих пор. Самое горь­кое для Него видеть, что по при­чине умно­же­ния без­за­ко­ний на гла­зах ума­ля­ется и гас­нет любовь наша. И чем тем­нее ста­но­вится жизнь без любви, тем силь­нее у Гос­пода жела­ние зажечь тот огонь. Чтобы воз­вра­тить любовь Божию в наши сердца и полу­чить исце­ле­ние души и тела, нам прежде всего необ­хо­димо очи­ститься от гре­хов, стра­стей и поро­ков — при­чин болез­ней и смерти души. Как же предо­хра­нить себя от греха, как сде­лать, чтобы не гре­шить? Свя­тые отцы Церкви сове­туют прежде всего с верой обра­титься к Врачу душ и телес наших Гос­поду Иисусу Хри­сту, чисто­сер­дечно пока­яться в про­шлой гре­хов­ной жизни, дать обе­ща­ние испра­виться и к этому при­ло­жить все уси­лия. Как можно чаще надо испо­ве­до­ваться перед отцом духов­ным, про­сить у него совета и слу­шаться его, достойно при­ча­щаться свя­тых Хри­сто­вых тайн. Сер­деч­ная и усерд­ная молитва к Гос­поду, частое и вни­ма­тель­ное при­зы­ва­ние имени Гос­пода Иисуса Хри­ста осо­бенно спо­соб­ствует удер­жи­ваться от греха. Кроме того, надо вести вни­ма­тель­ную жизнь, наблю­дать за собой, за сво­ими чув­ствами, жела­ни­ями и поступ­ками. Не опус­кайте слу­чая и воз­мож­но­сти посе­щать храм Божий, читать свя­тое Еван­ге­лие и дру­гие духов­ные книги. Надо посто­янно пом­нить о смерти, о Страш­ном Суде, о вос­кре­се­нии мерт­вых и веч­ной буду­щей жизни. «Поми­най послед­няя твоя, — гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние, — и во веки не согрешишь/». Надо избе­гать все­воз­мож­ных пово­дов и слу­чаев, веду­щих ко греху, вся­ких мест, лиц, вещей, кото­рые могут быть для нас соблаз­ни­тель­ными и вну­шать нам гре­хов­ные жела­ния. Надо ста­раться зна­ко­миться и бесе­до­вать с людьми бла­го­че­сти­выми, рас­су­ди­тель­ными, избе­гать раз­го­во­ров и людей без­нрав­ствен­ных. Посто­янно иметь какое-либо заня­тие, тру­диться, чтобы не быть праздным.

Надо, чтобы ум наш все­гда и везде был занят молит­вой Иису­со­вой, или какой-либо дру­гой молит­вой, или цер­ков­ным пес­но­пе­нием. Как можно чаще пред­став­лять себе вез­де­при­сут­ствие Божие, нужно пом­нить, что Гос­подь везде и все­гда с нами, что Он видит и знает все наши дела, мысли и чув­ства. Посто­янно раз­мыш­лять о бла­го­де­я­ниях Божиих по отно­ше­нию к нам, о Его любви к нам, греш­ным. На Его любовь отве­чать любо­вью к Нему и ближ­ним своим.

Итак, доро­гие бра­тия и сестры, поспе­шим испра­вить свою гре­хов­ную жизнь. Откроем широко двери наших сер­дец, очи­стим их в эти свя­тые дни поста от вся­кого греха, и Гос­подь несо­мненно исце­лит наши душев­ные и телес­ные немощи, и огонь боже­ствен­ной любви сой­дет в наши сердца. Аминь.

Наверх