В 23-ю Неделю по Пятидесятнице. Об исцелении гадаринского бесноватого
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры! Сегодня за литургией было прочитано святое Евангелие об исцелении Господом нашим Иисусом Христом тяжко страждущего бесноватого в Гадаринской стране. Как жалок был этот человек! Он не одевался в одежду, жил не в доме, а в гробах. Долгое время бесы мучили его и до того сильно, что он бился о камни, его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус Христос спросил его: как тебе имя? не потому, конечно, что не знал, ибо не может быть что-либо неизвестно Всеведущему Богу? А потому, чтобы людям стало известно, сколько нечистых мучителей было в человеке. Он сказал: легион, потому что много бесов вошло в него. По тогдашнему римскому счету, легион заключал в себе шесть тысяч. Значит, шесть тысяч бесов изгнал Господь из человека. Один бес может столько зла сделать, а тут шесть тысяч — и как только они не замучили жалкого человека? Конечно, по воле Божией не могли этого сделать, так как Бог допустил им настолько мучить бесноватого, насколько это было нужно, по божественному правосудию, для вразумления и для научения прочих людей — язычников, живших в той стране, какому тяжелому наказанию могут они подвергнуться от Бога, если не обратятся от идолов к истинному Богу и не покаются в своих грехах. Такова власть Господня над бесами! Они могут причинять человеку зло настолько, насколько попустит им Господь, больше — ни на йоту. И над животными они не имеют никакой власти, если Господь не попустит им войти в них и мучить; это видно из того, что бесы просили у Господа позволения войти в стадо свиное, что и было им позволено. И тотчас все стадо бросилось в море и утонуло. Если бы такая власть дана была от Бога бесам над людьми, то они, по свойственной им злобе в несколько часов или даже минут погубили бы весь род человеческий. Но Господь удерживает, державе Его со страхом повинуется все темное сатанинское царство.
Позволив войти бесам в свиней, Господь показал, что человек дороже многих животных, и не только животных, но и всего видимого мира с его материальным богатством. Нет ничего в этом мире равноценного бессмертной и богоподобной душе человека.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что здесь нужно еще понимать таинственно, иносказательно, что под этими животными нечистыми понимаются грешные люди. Ибо Господь попускает бесам войти в грешного человека за его грехи и мучить его, а демоны особенно любят вселяться в блудно живущих людей.
Дорогие братия и сестры, бесноватый человек, которого исцелил Господь, — это образ всего человеческого рода, мучимого диаволом. Бесноватые были прежде, они есть и теперь, только теперь они действуют скрытнее и хитрее, чем до пришествия Христова. И теперь бесноватых очень много, есть и явные, но большинство из бесноватых неявные. Это скрытое беснование страшнее для человека, потому что он не признает его за собой и не думает об исцелении, не стремится изгнать легион бесов, скрыто действующих в нем.
Кому из нас не известен нынешний такой род бесноватых, как пьяницы? Кто не слышал и кто не знает, как они терзают и мучают не только самих себя, но жен своих, детей, родителей. Как по действию бесовскому или сами доводят себя до самоубийства или терзанием, побоями доводят до смерти родных. Не хватит сил оплакать тот дом, где завелся пьяница: ад, истинный ад воцаряется в нем; каждый день слезы и стоны. О, ужасная страсть! Ужасное беснование! Кто тут виноват? Конечно, сам пьяница, дошедший до этого демонского состояния через свою алчность к вину. Чтобы избавиться от этого беснования, человеку надо решительно бросить пьянство и всем сердцем обратиться к помощи Господа Иисуса Христа, Который один Своею благодатью может уврачевать эту ужасную, гибельную страсть. Полчища бесов вселяются в человека за невоздержание, нерадение о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и Святой Церкви. Бывают и настоящие бесноватые, в которых вселяются бесы по неисповедимым судьбам Божиим и производят в них умственное помешательство, произносят через них страшные хулы и сквернословия, гонят и мучают их. Таковых, как пишет апостол, Бог предал сатане во измождение плоти, да дух спасется. Такие бесноватые находятся в состоянии невменяемости, они не сознают, что делают, Господь их спасет. А пьяницам вменяются их поступки, ибо они ума и свободы действия не лишены и с них взыщется за их пьянство и за их безобразия. Пьяницы… Царствия Божия не наследят, конечно, если не оставят пьянство и не покаются, не изменят своей жизни.
Но есть, братия и сестры, другой род беснующихся. Это — злые люди, раздражительные, гневливые. Видали вы гневливых, сердитых, злых людей? Как они нехороши в гневе! Как обезображивается у них все лицо, глаза! Все мы бываем раздражительны, все склонны к гневу, а потому все должны в покаянии просить у Господа духа кротости, смирения и терпения. Есть еще несколько видов тихого (молчаливого) или злоречивого беснования: таково беснование людей завистливых, которых снедает чужое счастье или благосостояние и которые либо в молчании страдают, видя счастье ближних, либо поносят, клевещут на тех, которым завидуют.
Есть беснование скупых, алчных до денег, которые для прибыли и умножения их готовы на всякую неправду, а из-за их утраты готовы наложить на себя руки, у которых демоны до того ожесточили сердца, что их не может растрогать никакое бедствие или несчастье ближних.
Есть бешенство плотской страсти: одержимые им впадают в тоску и отчаяние, если не удовлетворяют свою страсть, или решаются на самые позорные действия ради ее удовлетворения. Чтобы не одолела та или другая бешеная страсть, надо обуздывать ее в самом зародыше; когда она усилится, тогда крайне трудно овладеть ею, да без благодати Божией и невозможно.
Есть бесовская страсть к зрелищам. Есть еще у людей беснование, когда человек боится или отвращается Церкви, богослужения, псалмопения и чтения слова Божия и вообще святыни. Сюда же относится беснование нигилизма, отвергающее все святое, все истины откровения, все, что дорого для разумного существа, особенно для христианина, что утешает, укрепляет, украшает и возвышает человека. Есть беснование срамословия, сквернящее сердце, душу и уста сквернослова. Вот сколько видов беснования, да еще и не все они перечислены.
Чтобы не стать жертвой коварства лукавых, злых и нечистых демонов, нужно врачеваться от этой нравственной болезни, а исцеляется она только смиренною верою в Господа Иисуса Христа, поправшего силу диавольскую искренним, глубоким покаянием, молитвою и постом. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом», — говорит Господь. Для того, между прочим, и установлены Святой Церковью посты, чтобы христиане имели своего рода оружие против диавола и бесчисленных козней его. Помоги нам, Господи, избавиться от всех козней диавольских, укрепи в нас веру и наставь, вразуми и помоги нам спастись. Аминь.