В 23-ю Неделю по Пятидесятнице. О злых духах и о действии их на человека

В 23-ю Неделю по Пятидесятнице. О злых духах и о действии их на человека

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

… Встре­тил Его один чело­век… одер­жи­мый бесами с дав­него вре­мени, и в одежду не оде­вав­шийся, и жив­ший не в доме, а в гро­бах… его свя­зы­вали цепями и узами, сбе­ре­гая его; но он раз­ры­вал узы и был гоним бесом в пустыни; он… раз­ры­вал цепи и раз­би­вал оковы, и никто не в силах был укро­тить его; все­гда, ночью и днем, в горах и гро­бах, кри­чал он и бился о камни.

Вы сего­дня слы­шали, доро­гие бра­тия и сестры, еван­гель­ский рас­сказ о бес­но­ва­том в Гада­рин­ской стране и об исце­ле­нии его Иису­сом Хри­стом. Слы­шали, как бесы мучили несчаст­ного чело­века и как бед­ственно вла­чил он свою жал­кую жизнь? Видели боже­ствен­ную власть Иисуса Хри­ста над целым леги­о­ном бесов, все­лив­шихся в несчаст­ного чело­века? Видели вне­зап­ную гибель мно­же­ства живот­ных, в кото­рых вошли бесы по доз­во­ле­нию Спасителя?

Здесь дан образ чело­века, нахо­дя­ще­гося в плену зла, в руках сатаны. Такой чело­век живет словно бы в гро­бах, потому что его жизнь — путь смерти. На высо­тах само­влюб­лен­но­сти, на кру­ти­з­нах гор­до­сти, на уте­сах эго­и­сти­че­ской само­сти («я лучше дру­гих, умнее дру­гих… кто авто­ри­тет для меня?»), в рыт­ви­нах греха, в уще­льях одной неправды, лжи, в про­па­стях смерт­ных паде­ний (осо­бенно плот­ских) — вот где про­ле­гают его тро­пинки.. Он жил в гро­бах, где нет жизни — ни рас­те­ний, ни жив­но­сти. Это путь смерти! На этом пути смерти чело­век уже не выно­сит ничего, что далеко от этого пути, все это он отри­цает и осуж­дает… Душа, пора­бо­щен­ная злом, как будто про­да­лась сво­ему хозя­ину-диа­волу и рабо­тает только ему… Отбра­сы­ва­ется, непри­ем­ле­мым ока­зы­ва­ется все, с помо­щью чего можно попы­таться выпра­вить душу, что содер­жит хотя бы намек на дру­гой мир, отли­ча­ю­щийся от мира зла. Все это вызы­вает беше­ную нена­висть, и чело­век, как безум­ный, рвет все жиз­ненно важ­ные связи добра. Он рвет связи чести, сове­сти, долга, рвет семей­ные узы и, нако­нец, доби­ра­ется до Бога и хулит Его, отвер­гает свя­тые веле­ния, твер­дые, как оковы, веле­ния Божия закона.

И кто может укро­тить его? Хозяин, кото­рому он пре­дался, — зло, диа­вол. И только он вла­стен над ним, только ему он работает.

Жал­кое состо­я­ние, ужас­ное! И вы дума­ете, доро­гие бра­тия и сестры, что за раб­ство диа­волу чело­век имеет сча­стье? Вот его сча­стье: все­гда, днем и ночью… кри­чал он и бился о камни.

И дей­стви­тельно так. Веч­ная тре­вога, веч­ные хло­поты у мно­гих из нас, веч­ная погоня за неуло­ви­мым «нуж­ным для жизни». Бес­ко­неч­ный круг недо­воль­ства, тупи­ков и какой-то нескон­ча­е­мой пустоты — кру­гом, при всех уси­лиях чем-то запол­нить жизнь… И, конечно, крик отча­я­ния… Крик без устали ночью и днем как печать отвер­жен­но­сти. И окру­жа­ю­щее очень скоро пре­вра­ща­ется в то, что названо голыми кам­нями зла. Чело­век бьется о камни. Камни давят грудь. Он весь изра­нен, кру­гом - пути смерти.

Бес­но­ва­тый, уви­дев… Иисуса изда­лека, при­бе­жал и покло­нился Ему. Уди­ви­тель­ное дело! Бес, суще­ство, отпад­шее от Бога, при­знает Бога и почи­тает Его… Изда­лека он уви­дел Хри­ста, при­бе­жал, покло­нился Ему. Об этом же гово­рит свя­той апо­стол Иаков: «… бесы веруют и тре­пе­щут». А вот греш­ник иной раз дела­ется как бы оже­сто­чен­нее самого сатаны, и бежит от Хри­ста, как жители гада­рин­ские, и хулит, и нена­ви­дит Его, а часто отри­цает бытие Самого Бога и диавола.

Вслу­шав­шись в сего­дняш­ний еван­гель­ский рас­сказ, кто из нас усо­мнится, что злые духи дей­стви­тельно суще­ствуют и могут, по попу­ще­нию Божию, за грехи при­чи­нять вред и людям, и нера­зум­ным живот­ным, под­вер­гать их раз­ного рода муче­ниям и даже гибели.

В бытии злых духов нас убеж­дают книги Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого и Нового Заве­тов, сви­де­тель­ства свя­тых отцов Церкви и жиз­не­опи­са­ния угод­ни­ков Божиих. В начале Биб­лии повест­ву­ется, как в раю диа­вол явился в образе змия пра­ма­тери нашей Еве и соблаз­нил ее вку­сить запре­щен­ный плод с древа позна­ния добра и зла. Ева скло­нила к этому пра­отца Адама, оба они ока­за­лись пре­ступ­ни­ками запо­веди Гос­под­ней и под­верг­лись нака­за­нию от Бога — изгнаны были из рая сла­до­сти и осуж­дены на вре­мен­ные бед­ствия. Оттого-то диа­вол и назы­ва­ется чело­ве­ко­убий­цей искони — от начала.

А в книге Иова гово­рится, что диа­вол, по попу­ще­нию Божию, сперва отнял иму­ще­ство и погу­бил детей у пра­вед­ного Иова, а потом пора­зил его самого лютой проказой.

Свя­той апо­стол Иоанн учит: «Кто делает грех, тот от диа­вола, потому что сна­чала диа­вол согре­шил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы раз­ру­шить дела диа­вола». Сам Спа­си­тель во время соро­ка­днев­ного пре­бы­ва­ния Сво­его в пустыне не раз иску­шаем был сата­ной: то воз­буж­даем был им к нетер­пе­ли­во­сти, то к тще­сла­вию, то к вла­сто­лю­бию. Из бес­но­ва­тых изго­нял бесов и Сам Спа­си­тель и свя­тым апо­сто­лам дал власть изго­нять их. Свя­той апо­стол Петр пишет: «Трез­ви­тесь, бодр­ствуйте, потому что про­тив­ник ваш, диа­вол, ходит, как рыка­ю­ший лев, ища, кого погло­тить». Из всех при­ве­ден­ных ука­за­ний Свя­щен­ного Писа­ния явствует, что диа­вол есть суще­ство дей­стви­тель­ное, а не вооб­ра­жа­е­мое, суще­ство лич­ност­ное, име­ю­щее разум и волю. Свя­тая Цер­ковь наша и ее свя­тые отцы и учи­тели еди­но­гласно сви­де­тель­ствуют о том, что есть цар­ство сатаны, есть пад­шие ангелы, кото­рые не только люты сами по себе, но и испол­нены нена­ви­сти к Богу и людям, кото­рые ста­ра­ются вре­дить душе и телу чело­века, но истин­ный хри­сти­а­нин может им противиться.

О том же сви­де­тель­ствуют жиз­не­опи­са­ния свя­тых. Почи­тайте их, и вы уви­дите, каких только коз­ней не строил диа­вол, в каких видах не являлся, как неустанно боролся со свя­тыми, как открыто при­зна­вался, чем они побеж­дают его. Оче­видно, что вера в бытие злых духов была все­об­щей в роде чело­ве­че­ском. Кто верует в Бога и в боже­ствен­ное откро­ве­ние, тот верует также в суще­ство­ва­ние злых духов и вли­я­ние их на чело­века. Только люди, отвер­га­ю­щие лич­ного Бога, отвер­гают и бытие диавола.

Дей­ствия диа­вола, кото­рыми он ста­ра­ется скло­нить чело­века на грех, очень раз­но­об­разны. Диа­вол являлся свя­тым Божиим людям и в бого­по­доб­ном виде, как пре­по­доб­ному Пахо­мию, и в виде ангела света, как Симеону Столп­нику, и в виде змеи, как пра­ро­ди­тель­нице Еве, и в дру­гих чув­ствен­ных обра­зах. Одних подвиж­ни­ков бла­го­че­стия он устра­шал ужас­ными виде­ни­ями, чтобы отвлечь их от бого­мыс­лия и поверг­нуть в уны­ние, а в дру­гих воз­буж­дал смех и раз­ные небла­го­вид­ные порывы, чтобы поне­многу дове­сти их до рас­се­ян­но­сти и само­заб­ве­ния; в одних про­из­во­дил рас­слаб­ле­ние сил и дре­моту, чтобы поме­шать их доб­ро­де­ла­нию и молит­вен­ным подви­гам, а в дру­гих вос­пла­ме­нял кровь и воз­буж­дал вос­ста­ние плоти, чтобы повре­дить чистоту их души и тела; перед одними рас­сы­пался в похва­лах, чтобы рас­по­ло­жить их к само­мне­нию, гор­до­сти и тще­сла­вию, а дру­гих пре­сле­до­вал оскорб­ле­ни­ями и поно­ше­ни­ями, чтобы поко­ле­бать их тер­пе­ние и дове­сти до раз­дра­жи­тель­но­сти, злобы и мести; одних лишал всего и ввер­гал в нищету, чтобы вызвать у них ропот и хулу про­тив Бога, под­бить на обман, воров­ство, гра­би­тель­ство, божбу, клят­во­пре­ступ­ле­ние, поку­ше­ние на жизнь дру­гих или самих себя, а дру­гим пособ­лял раз­бо­га­теть, чтобы они вда­лись либо в рос­кошь, щеголь­ство, мотов­ство, высо­ко­ме­рие, либо - в ску­пость, скряж­ни­че­ство и жесто­ко­сер­дие, либо выстав­ляли себя как идола для дру­гих, либо сами пре­кло­ня­лись перед мам­мо­ной, как перед Богом; одним вну­шал излиш­нее упо­ва­ние на мило­сер­дие Божие, чтобы спо­соб­ство­вать их раз­ле­не­нию, бес­печ­но­сти и само­до­воль­ству, а в дру­гих посе­вал отча­я­ние, и они теряли надежду на милость Божию, и все это - чтобы удер­жать их от рас­ка­я­ния и само­ис­прав­ле­ния, скло­нить к оже­сто­че­нию и при­ве­сти к поги­бели. Если ска­зать кратко, то диа­вол все­гда сооб­ра­зует свои иску­ше­ния с рас­по­ло­же­нием души каждого.

Но, несмотря на раз­но­об­ра­зие ухищ­ре­ний диа­вола, иску­сив­ши­еся в борьбе с ним знали, каким ору­жием ограж­даться от его стрел. Скло­нял их диа­вол к невоз­дер­жа­нию в пище и питии, раз­жи­гал в них похоть плот­скую, подвиж­ники бла­го­че­стия воору­жа­лись про­тив него постом, молит­вой, телес­ными тру­дами и крест­ным зна­ме­нием. Под­стре­кал их к раз­дра­жи­тель­но­сти и зло­ре­чию, они давали обет мол­ча­ния, про­ти­во­по­став­ляли ему тер­пе­ние. Воз­буж­дал в них гор­дость и само­мне­ние, — они защи­ща­лись сми­ре­нием. Посе­лял в них отча­я­ние или излиш­нее упо­ва­ние на милость Божию, — они прежде греха пред­став­ляли себе пра­во­су­дие Божие, чтобы не согре­шить. А по согре­ше­нии помыш­ляли о вели­ко­сти мило­сер­дия Божия, чтобы не впасть в отча­я­ние Иудино. При­бе­гал к наси­лию про­тив них — они сопро­тив­ля­лись ему име­нем Божиим и Хри­сто­вым. Рас­по­ла­гал их к рас­се­я­нию и раз­ле­не­нию — они при­нуж­дали себя к молитве и чте­нию слова Божия.

Вот и при­меры, под­твер­жда­ю­щие это. Пре­по­доб­ный Даниил рас­ска­зы­вал, как одного пустын­ника при­гла­сили к себе роди­тели бес­но­ва­той для того, чтобы он изгнал из нее беса. Лишь только монах вошел в дом, как бес­но­ва­тая дала ему поще­чину: пустын­ник, по запо­веди Гос­пода, обра­тил ей и дру­гую ланиту. Демон, мучи­мый этим, вскри­чал: «Какая сила! Запо­ведь Иисуса Хри­ста изго­няет меня!» Девица тот­час исце­ли­лась. А пре­по­доб­ным Мака­рию Еги­пет­скому и Фео­доре диа­вол прямо сознался, что ничто так не побеж­дает его, как смирение.

Свя­щен­но­му­че­нику Кипри­ану бесы, не колеб­лясь, заявили: «Мы не можем смот­реть на крест­ное зна­ме­ние и бежим от него, ибо оно, как огонь, опа­ляет нас и далеко про­го­няет». «Име­нем Иису­со­вым все­гда бей рат­ника [то есть бесов]», — учит пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник. Имя Иису­сово крепче стали, тверже гра­нита. По сви­де­тель­ству аввы Иова, нет крепче щита, нет силь­нее ору­жия в духов­ной брани, чем Иису­сова молитва. «Как никто не смеет при­бли­зиться к тому, кто бесе­дует с зем­ным пра­ви­те­лем, и пре­сечь беседу, кото­рую он ведет, так и демоны не дер­зают при­бли­жаться к тому, кто бесе­дует с Богом», — вещает пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов. Сам Спа­си­тель гово­рит, что род бесов­ский изго­ня­ется молит­вой и постом.

Думай посто­янно о чем-нибудь духов­ном и доб­ром, чтобы диа­вол все­гда нахо­дил тебя заня­тым; пока чело­век пре­бы­вает в духов­ном дела­нии, враг не может пора­зить его, уве­ряют бла­жен­ный Иеро­ним и пре­по­доб­ный Пимен Вели­кий. Чте­ние Свя­щен­ного Писа­ния — это вели­кая защита от греха, учит авва Епифаний.

Итак, доро­гие бра­тия и сестры, несо­мненно веруя в бытие злых духов и в пагуб­ное вли­я­ние их на нас, вос­поль­зу­емся в борьбе с ними тем ору­жием, кото­рое запо­ве­дал и даро­вал нам Гос­подь и каким сра­жа­лись с ними свя­тые угод­ники Божий, на какое и нам ука­зали. Неукос­ни­тельно сле­дуя за побе­ди­те­лем диа­вола, ада и смерти Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом и Его Свя­той Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью — этим стол­пом и утвер­жде­нием истины, сле­дуя при­меру и ука­за­нию доб­лест­ных вои­нов Хри­сто­вых, и мы можем выйти побе­ди­те­лями из борьбы с вра­гами нашего спа­се­ния — духами злобы под­не­бес­ными. Аминь.

Наверх