В 17-ю Неделю по Пятидесятнице. О бесновании физическом и духовном
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
Дорогие братия и сестры! В сегодняшнем евангельском чтении повествуется об исцелении Господом Иисусом Христом бесноватой хананеянки. Мать этой хананеянки так глубоко принимала к сердцу ее страдания, что как бы сама страдала. «Помилуй меня [а не ее], — говорила она Господу, — дочь моя жестоко беснуется». Иисус Христос не вдруг исполнил ее просьбу не потому, что не хотел исполнить, не по недостатку милосердия, а единственно по желанию дать ей повод засвидетельствовать перед всеми силу своей веры в Него. Чем больше и резче Он отказывал ей, тем сильнее и настойчивее она умоляла за дочь свою, несомненно веруя, что Он может исцелить ее. Ее вера победила мнимую непреклонность Иисуса. Он сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Какое трогательное и вместе с тем назидательное для всех повествование. Мольба хананеянки об исцелении бесноватой дочери представляет и для нас достоподражаемый пример. Подобно ей и каждый из нас должен, по наставлению Святой Церкви, взывать Господу Иисусу: «Вопию Ти, яко хананея: Иисусе, помилуй мя; не дщерь бо, но плоть имам, страстьми люте бесящуюся и яростию палимую, и исцеление даждь…»
Крайне жалкое положение бесноватых, физически одержимых бесами. В сильных припадках беснования они становятся неистовыми, разрывают железные цепи, с неудержимой силой бросаются в огонь и воду, совершенно теряют чувство самосохранения, на всех наводят ужас своим видом, произносят проклятия и сами сильно страдают от мучительства бесов. К числу подобных страдальцев принадлежала и дочь хананеянки. Таких бесноватых было очень много во дни земной жизни Иисуса Христа. Бесы чувствовали конец своего владычества и потому становились особенно свирепыми. Были всегда и в наше время есть много подобных страдальцев. Но более опасное беснование другого вида — беснование нравственное, которым одержимо множество людей, ведущих беззаконную, греховную жизнь. Пристрастие к жизни плотской убило в них жизнь духовную, сделало их рабами страстей. Волнуемые страстями, они доводят себя до потери самообладания, подобно бесноватому, до совершенного бессилия сопротивляться страстям. Пример такого состояния видим в блудном сыне евангельской притчи. Получив от отца принадлежащую ему по наследству часть имущества, он отправился в далекую страну и там расточил свое имущество на пьянство и распутство. Затем он впал в нищету и, чтобы не помереть с голода, нанялся в чернорабочие. Привыкший к праздности и роскоши, он был плохой работник, его кормили свиным кормом, да и того давали мало. Крайнее бедствие наконец образумило его. В притче сказано: «Придя… в себя». Это значит, что до сих пор он был вне себя, как бы в беспамятстве, в бессознательном состоянии. Кружась в вихре суеты мирской, он сделался игрушкой страстей, перестал владеть собой и вел себя, как сумасшедший. В подобном состоянии находятся пьяницы и все, кто подвержен тем или другим страстям. Пристрастие к одуряющему напитку или страсть плотская лишает их всякого самообладания, доводит до потери стыда и совести. Они готовы на всякое унижение, чтобы утолить снедающую их жажду. В состоянии опьянения они подвергаются побоям, насмешкам и ругательствам. На все это они не обращают внимания и ищут новых поводов или возможностей для пьянства и разгула. То же должно сказать и об азартных играх. Страсть к ним до того овладевает любителей их, что никакие неудачи и проигрыши не удерживают от этой привычки. Подобное следует сказать и о гневливости. На высшей своей ступени она делает человека похожим на бесноватого даже по внешнему виду. Буйство его не знает предела: он рвет и мечет, так что на всех наводит ужас, все бегут от него, чтобы не стать жертвой его ярости. Да и сам он, когда находится в таком состоянии, иногда предупреждает, чтобы никто к нему не подходил, ибо не ручается за себя, не ручается, что в порыве ярости не совершит убийства.
Никому из нас не дай Бог дойти до состояния, в котором человек похож на бесноватого: плоть, то есть оплотянствовавшая душа его, страстями беснуется и яростью палима. Что нужно, чтобы не впасть в это состояние и чтобы исцелиться от страстей или беснования пьянства, блуда, гнева и других, доводящих человека до бешенства и нередко до временной и вечной погибели? Для этого главным образом необходима благодать Божия, которая привлекается верой и молитвой. Пусть каждый в этом случае подражает хананеянке, с верой во всемогущество Христа умолявшей Его об исцелении бесноватой дочери. Но для того чтобы наша молитва о благодатной помощи была успешна, надлежит и самим напрягать усилия к победе над страстями, приводящих к нравственному беснованию. Кто для борьбы с ними ожидает одной благодатной помощи, а сам ничего не делает для противодействия им, тот не заслуживает этой помощи. Бог помогает Своей благодатью только трудящимся, а не ленивым и беспечным. Помогать таким — значит потворствовать греху. Поэтому, дорогие братия и сестры, постараемся всеми своими усилиями: воздержанием, постом, хранением языка, зрения, слуха, вкуса, удалением от всего соблазняющего, усердной молитвой — удостоится благодатной помощи Божией, избавления от страстей и пороков и наследования вечной, блаженной жизни со всеми святыми. Аминь.