Проповеди на праздники:


Слово в 13-ю Heделю по Пятидесятнице и пред началом учебного года к воспитанникам Духовной семинарии

Возлюбленные юноши! Святая Церковь сегодня предложила вашему вниманию в евангельском чтении притчу о злых виноградарях. Не бесполезно, я думаю, будет обратиться нам к уяснению смысла этой притчи Господа и приложить значение ее к себе пред началом наших с вами трудов в наступающем новом учебном году в этом малом винограднике, или рассаднике духовного просвещения.

Притча говорит, как один заботливый хозяин, насадив виноградный сад, оградил его оплотом, выкопал точило и колодец для поливки деревьев и, отдав его в таком благоустроенном виде виноградарям, сам отлучился в другую сторону в полной надежде, что виноградари в свое время доставят ему плоды. Но оказалось, что виноградари, вместо принесения плодов хозяину, убили его посланцев, а потом не пощадили даже и родного сына хозяина.

В притче этой Господь указал прежде всего на отношение к Богу злобных иудеев, избивавших пророков Божиих и в конце всего завершивших дела отца своего, диавола (Ин. 8, 41), ужаснейшим злодеянием - распятием на кресте Сына Божия. Жестоковыйные, с окаменевшим сердцем, богоубийцы-иудеи не хотели понять, что и пророки, и Сын Божий устрояли для них же прекрасный виноградный сад в Царствии Небесном или, иначе сказать, - вечное их спасение.

Такой смысл евангельского сказания, уже исполнившегося над Иисусом Христом, для нас с вами очевиден. Но не думайте, что притча эта, как и другие все, относится только к иудеям, - для нас и всех последователей Христа она не менее вразумительна и поучительна, чем для богоборных иудеев.

Десница Божия насадила на земле чудный виноградный сад - Царство Божие. Иудеи не захотели быть в этом винограднике, отказались приносить плоды Богу и были извержены вон. В этот виноградник вступили новые члены - последователи Христа Спасителя. Каждый христианин в своем звании и мы с вами являемся деятелями виноградника Божия и должны отдать отчет Богу, как хозяину, в трудах своих. Основатель Царства Божия на земле, Хозяин виноградника приглашает нас трудиться в винограднике, работать, чтобы осуществить высокую цель насаждения - достижение жизнью и делами богоуподобления. В помощь нам Он предлагает все дары Свои. Неисчетная благодать Его окружает нас со дня вступления в Святую Церковь и до самого окончания земного странствия. Он питает нас Плотию и Кровию Сына Своего, принимает наши прошения и молитвы, видит слезы наши и исцеляет немощи душевные и телесные. Как мы, насадив плодовый сад или бросив семена в землю, ухаживаем за ними, удобряем, поливаем и надеемся видеть плоды обильные и доброкачественные (это нам кажется естественным и должно-обязательным), так и Господу, Основателю Царства Божия на земле, естественно требовать и ожидать от виноградарей Своих, от всех нас, христиан, достойных плодов жизни и деятельности, полного послушания воле Своей, усердных трудов и подвигов, ревности в исполнении данных в руководство к порученному делу заповедей и законов.

Печальная и тяжелая для впечатления картина представляется нам, братие и юноши, если мы остановим внимание на современном состоянии виноградника Божия. То, что совершается в последние времена в мире и нашем православном отечестве, ясно говорит, что деятели виноградника Божия начинают уподобляться богоборным иудеям: отвергают слова посланников и избранников Божиих, сосудов благодати Божией, оскорбляют их и поносят всяк зол глагол на них, начинают вторично распинать Сына Божия, отвергая Его Святое Евангелие, попирая Его заповеди и отрицая в корне самое дело христианства.

Масонство вместе с сектантством - эта  страшная  боговраждебная сила - быстро распространяется в мире христианском; в массе печальных изданий своих оно откровенно и цинично обещает в недалеком будущем «развеять по ветру пепел современного христианства» и отпраздновать над ним печальную тризну. С не меньшим успехом воинствует против Церкви Христовой религиозный рационализм и материализм. Вместо Евангелия Христова, начинают зачитываться сочинением богохульника Ренана  или  «Капиталом»  Маркса.  С фанатизмом и уверенностью проповедуют наступление «царства  вечной  жизни» на земле. Многие совращаются  в  еврейство,  магометанство и даже язычество; тысячи душ, уклоняясь от православия, остаются без всякой религии. Отбросив Евангелие Христово как  книгу несбыточных идеалов, современные, именуемые  христианами  учители  стараются в практической жизни уничтожить влияние Евангелия, снять с человека всякую нравственную ответственность за его личное жизнеповедение. По современной антихристианской морали всякий поступок, даже и самого кровожадного человека-хищника, может быть подведен под нравственный. Одним словом, враждебное Христовой Православной Церкви знамя антихристианского настроения человечества высоко развевается, и под стяг его стекаются  всё  новые  и новые полчища взрослых, юношей-подростков, почти детей.  Приходится с печалью и глубокой скорбью убеждаться, что противление Хозяину виноградника растет, гордое своеволие, желание свергнуть благое иго Христово,  самочиние,  враждебное  настроение  усиливаются. Вместо добрых плодов, злые виноградари-христиане, подобно богоубийцам-иудеям, готовы совершить те же дела отца своего,  диавола, который  искони  богоборец,  в  истине не стоит  (Ин.  8,  44). Итак, скажем словами притчи, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями ?.. злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои... Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21, 40-41, 43).

Таково общее значение притчи для всех нас, как последователей Христа.

Приложим теперь притчу эту в частности к нам, как учащимся в этом малом винограднике, или «питомнике» великого виноградника Божия - Его Царства, устрояющего вечное спасение людей.

Вам известно, может быть, дорогие юноши, что во всяком хорошем саду есть «школа», или питомник, представляющий из себя сотни и тысячи подрастающих молодых деревьев. За этими деревцами ухаживают, подчищают их, обрезают, прививают здоровыми соками от добрых и плодоносных деревьев, с тем чтобы они потом приносили самые лучшие и доброкачественные плоды. Эти привитые деревца высаживают в большой сад, где они и приносят плоды по роду своему (Быт. 1, 11).

Так и вы, дорогие юноши, в этой духовной школе, как в некоем питомнике, подготовляетесь, образовываетесь, воспитываетесь, воспринимая здоровые и доброкачественные соки от древа жизни, дабы вам потом, когда будете деятелями большого виноградника Божия, виноградарями Царства Христова, работниками на ниве Его, приносить своему Господу достойные плоды веры и жизни христианской. Наша школа, или питомник, имеет, как известно, высокую и святую задачу подготовить и воспитать пастырей Христова стада, учителей жизни по Боге в правде и преподобии  истине.  Господь Иисус Христос, призывая учеников Своих на дело устроения  Царства Божия на земле, отрывая их от обычных занятий,  говорил  им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19); им же потом говорил: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Отца и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20), причем советовал идти спешно по городам и весям, дабы успеть обойти, пока приидет Господь (Мф. 10, 23). В этих наставлениях Господа Иисуса Христа заключается основная задача  нашего  питомника. Вступая в этот малый виноградник, вы, дорогие юноши, обязуетесь по силам своим, данным от Бога, основательно приготовиться, умственно и нравственно воспитаться, принять  в себя  здоровые соки веры в Бога, надежды и любви христианской, соки жизни вечной, которые дает только древо жизни - Христос Спаситель наш. Чтобы быть вам ловцами человеков, чтобы уметь привлекать в прекрасный сад Божий - Царствие Небесное - погибающие во мраке зла и неведения Бога души, тонущие в бездне греховных  страстей  и  пороков,  надо, по Апостолу, облечься во всеоружие Божие... препоясав чресла свои истиною и облекшись в броню праведности... взять щит веры... и меч духовный который есть Слово Божие (Еф. 6, 13-17). А чтобы быть еще ловцами современных человеков с антихристианским настроением, требуется упорный труд, серьезное, вдумчивое отношение к делу образования ума, воспитания воли и всего истинно христианского настроения -надо много мудрости, знания, уменья. Но больше всего надо, конечно, веры в живого, Личного Бога, веры твердой, непоколебимой, любви глубокой, самоотверженной. Требуется при этом чистота, святость жизни и поведения - тогда только можно привлечь в Церковь Христову заблуждающихся, погибающих, скорбящих, озлобленных, больных и израненных ядом греха и стрел вражиих.

Если припомните слова Христа Спасителя о том, какая бывает большая радость на небесах ради одного только покаявшегося и обратившегося грешника (Лк. 15, 7), если припомните, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 20), то охотно будете трудиться в этом рассаднике духовного просвещения, не будете зарывать данных Богом талантов в землю, подобно злому евангельскому рабу. Надеюсь, со всем усердием будете действительно учиться, а не числиться только «учащимися», будете развивать и обогащать ум и питать сердце хлебом насущным - словом Божиим, а также почерпать полезные знания из сокровищницы  ума  человеческого,  постараетесь  непрестанно возгревать в себе религиозные чувства горячей, усердной, искренней и нелицемерной молитвой пред Отцом Небесным, Его Единородным Сыном, Пречистою Матерью, святыми угодниками Божиими, со всеми небесными Силами вкупе. Ввиду высокой цели и задач предстоящего вам дела Божия, вы постараетесь выработать твердый христианский характер, определенное и положительное христианское мировоз­зрение, постараетесь приобрести благочестивое настроение с добрыми навыками, будете не слышателями только Закона Божия и гражданских законов, но и исполнителями, будете преданными гражданами Небесного Царя и земного своего царя, уважающими исконные верования и чаяния родного народа.

Те, от кого зависит ваше образование и воспитание, постараются сделать все, чтобы споспешествовать исполнению прямых задач нашего малого виноградника. Те из вас, которые окажутся злыми виноградарями, отказывающимися осуществить цель насаждения сего духовного питомника, пожелают жить праздно или по своей гордой, своевольной воле будут, вместо прививаемых здесь здоровых соков от древа жизни - Господа, искать духовной пищи и пития на стороне, в мутных источниках и от «злых деревьев», - те пусть напечатлеют глубоко в уме и сердце заключительные слова притчи Господа: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградниr, отдаст другим виноградарям (Мф. 21, 41).

В нынешний день, коим мы вступаем в начало нового учебного го­ да, вознесем Господу горячие молитвы, чтобы призрел Он с небесе святаго Своего на виноград Свой, посетил его Своею благодатною помощью и утвердил его в благополучии. Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх