Проповеди на праздники:


Увещание Тимофею (1Тим.1:3–20)

Первый отрывок, 1:3–20, обосновывает то увещание, которое Павел поручает Тимофею. Деятельность Тимофея связана ближайшим образом с Ефесом, где Павел его оставил, отбыв в Македонию (1Тим.1:3). Сохранилось предание о Тимофее как епископе Ефесском. Но из дальнейшего будет ясно, что деятельность Тимофея, даже по мысли Павла, не ограничивалась Ефесом. Да и в Ефесе его поручение имело временный характер: до возвращения Павла (1Тим.3:14–15; 4:13). Как уже отмечалось, Ефесская Церковь с первых же лет её существования заняла выдающееся место в ряду других христианских Церквей. Это значение Ефеса возрастало с каждым годом, и к концу апостольского века Ефесская Церковь была жизненным центром всего христианского мира. Неудивительно поэтому, что в своём попечении об основанных им Церквах, которое он поручал своему любимому ученику Тимофею, Павел прежде всего направил его в Ефес.

Положительная цель увещания, возлагаемого Павлом на Тимофея, указана в 1Тим.1:5: это – «любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры». О значении веры ап. Павел говорит и дальше (ср. 1Тим.1:19–20). Но с особым вниманием он останавливается не на положительной, а на отрицательной стороне увещания. Тимофей должен предостерегать против «басен и родословий бесконечных». Это указание 1Тим.1:4 раскрывается в 1Тим.1:6–11. Под именем «пустословия» в 1Тим.1:6, по всей вероятности, обличается эта же склонность к «басням» (μῦθοι) и «родословиям» (γενεαλογίαι), которая была отмечена в 1Тим.1:4 и которая может относиться к гностическим системам. У еретиков была своя мифология, и под «родословиями» мы можем разуметь гностическое учение об эманации. Но упоминание закона в 1Тим.1:7 и сл. заставляет думать, что и те гностики, с которыми приходилось иметь дело Тимофею, были гностики иудаистического толка. В противовес злоупотреблению законом, которое наблюдалось со стороны лжеучителей, ап. Павел ограничивает сферу «законного» (ср. 1Тим.1:8) употребления закона теми проявлениями греха, против которых он направлен. Закон поставлен для ограждения «здравого учения» (1Тим.1:10 б), и такое его понимание находится в согласии с тем благовестием, которое вверено Павлу. Упомянув о своем благовестии, Павел приносит благодарение Господу Иисусу Христу, призвавшему на служение его, бывшего гонителя (1Тим.1:12–17). В призвании Павла явлено долготерпение Божие в прощении верующих (1Тим.1:15–16). Но в плане 1Тим. самосвидетельство 1Тим.1:1 и сл. есть подкрепление того учения, которое апостол влагает в уста Тимофея по долгу служения, вверенного ему. В 1Тим.1:19–20 поручение, возлагаемое на Тимофея, подкрепляется ещё раз призывом к вере и доброй совести и предостерегающим примером Именея и Александра, потерпевших кораблекрушение в вере.


Проповеди на праздники:

Наверх