Усилия на пути
Царство Божие достигается усилием – только прилагающие усилие получают его. По-славянски: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы(употребляющие усилия) восхищают е».
Если мы хотим достичь Царства Небесного, но ничего не делаем для этого, не прилагаем никаких усилий – мы пойдем в ад, ибо и ад полон людей, которые хотели спастись, но бездействовали. «Не всяк, – говорит Господь, – глаголяй Ми: «Господи, Господи«, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего».
Истинным делателем, прилагавшим усилия к достижению Царства Небесного, мы можем назвать богоносного отца нашего Нила Столобенского, чудотворца. Для того, чтобы молитва была беспрерывной, напряженной и не рассеивалась, чтобы сердце горело всегда любовью к Богу и готово было служить Ему, Нил удалился в Ржевский уезд, поселился возле реки Черемехи около большого дуба и пребывал здесь в безмолвии, питаясь травой, росшей на берегу, и желудями, падающими с дуба. Прожив здесь некоторое время в подвигах, он по повелению Божию поселился на озере Столобенском Тверской губернии, вырыв себе пещеру на острове. Здесь он также проводил время в непрестанной молитве, занимался возделыванием огорода, но сам питался больше травами и очень скудно. Спал он мало, стараясь бодрствовать, помня, какие усилия нужно употребить для достижения Царства Небесного. Он вбил два костыля в стену и, облокотившись на них, засыпал на некоторое время, и то только в крайней напряженности своих физических сил. А если представить демонов, которые вечно нападали на него! Так явились они однажды в виде полка солдат, оцепили веревкой его келию и хотели с криком сбросить в воду. Но преподобный только помолился – и бесы исчезли. Они нападали на святого в виде зверей, чудовищ, пугая дикими криками, и все преподобный терпел, стремясь к своей единственной цели.
Так и мы должны приучить себя к молитве. Правда, это дается не сразу, а постепенно. Как вера не бывает сразу совершенной, а сначала верит ум, потом чувство начинает тревожить сердце, и наконец воля понуждает на добрые дела.
Когда мы молимся, то получаем от Господа силу, и эта сила помогает бороться с препятствиями, которые встречаются на пути к спасению. Жизнь наша протекает в двух местах – в церкви и дома. Так, в церковь надо приходить вовремя, к началу. Обычно человек утром просыпается в шесть часов, в это время начинается служба, а идти в церковь не хочется – нежится человек на своем ложе. В церковь опаздывают на возглас: «Благословенно Царство...» – слышится в ответ вместо «аминь» какой-то хрип. Многие привыкли приходить к «Блажени...» или к «Господи, воззвах...». А ты вспомни, ложась на ложе свое, какие усилия нужно приложить к достижению Царства Небесного, и спеши в церковь ко времени.
Нужно быть в церкви внимательным, знать, какие здесь совершаются тайны. Схимонаху Кириаку, бывшему раскольнику, подвизавшемуся в Валаамском монастыре и сомневавшемуся в благодатности Греко-Православной Церкви, было откровение. Однажды он был за ранней обедней в приделе святого Лазаря, которую совершал игумен Парфений. Встав, по благословению, в алтаре, он во время пения Херувимской увидел, что алтарь наполнился херувимами. Во время призыва Духа Святого он видел, что голубь, чудесно белый, спустился на дискос, потом на край Чаши и, крепко сомкнув крылья, погрузился в потир. В это время над священником был распростерт покров и весь алтарь был объят пламенем.
Стоящие вокруг херувимы пали ниц и поклонились Кому-то. При возгласе: «Изрядно есть...» херувимы опять поклонились, когда пропели «Достойно...», поклонились в третий раз, и затем все исчезло.
Все это происходит за каждой литургией. А мы как относимся ко всему богослужению? Не шепчемся ли во время службы, не проходим ли мимо Чаши с чувством бесстрашия?
Все это говорит о нашем невнимании к совершающемуся в церкви и напоминает снова и снова, что мы должны приложить усилия. Многие, ходя в храм, не выносят некоторых людей, не терпят обращения многих и, как волны в море во время прилива, то приходят в церковь, то снова уходят из нее. И много прошло в нашей церкви людей, которые готовы душу свою положить за нее, а потом не стерпели действий некоторых, возмущались и уходили. А вспомните, какие усилия нужны нам для спасения. Неужели не потерпеть в церкви, неужели не сдержать себя, неужели не понести небольших этих скорбей?
Так же и дома надобно каждую минуту быть на страже. Домашняя жизнь наша делится на три части: дела житейские, искушения и несение скорбей. Утром, встав, обычно топят печь и готовят пищу – все делается механически, а нужно начинать с мыслью о том, что Господь поручил это дело.
Перед каждым маленьким делом нужно принуждать себя к обращению к Богу, прося благословения. И нужно забывать, наконец, то добро, которое мы делаем, как будто не было его совсем. Не забывать только худых дел своих. Когда же приходят скорби, и тяжесть лежит на сердце, и диавол шепчет: «Господь не слышит тебя, ты не найдешь помощи», ты неси свои скорби спокойно, склоняя голову свою пред Господом и поминая, какие усилия должны употребляться на пути к Небесному Царству.
Когда придут искушения, например помыслы, нужно очищать себя от них. Ведь можно думать, думать без конца, а можно и бороться, как и Давид говорил: «Обышедше обыдоша мя искушения, и именем Господним противляхся им», то есть хотя и обложили меня кругом помыслы, но я борюсь с ними именем Господним.
Итак, будем прилагать усилия, будем трудиться ради Царства Небесного, будем бороться в молитве, будем терпеть, ибо только тот, кто с болью идет по тернистому пути спасения, наследует Царство Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.