Проповеди на праздники:


Усиление вражды фарисеев к Иисусу Христу

Влечение народных масс, как и в ранние галилейские дни, представляло собою тот фон, на котором все более и более вопиющим контрастом вставала вражда фарисеев. Путь на Страсти отмечен обострением конфликта. Достаточно сослаться на эпизоды Лк.11:37 и сл., Лк.12:1, 13:14 и сл., Лк.14:1 и сл. Особый интерес и в этом отношении представляет Капернаум. Подготовленность народных масс и острота фарисейской оппозиции идут параллельно. В капернаумском отрывке Лк. (Лк.11:14–13:9) заслуживает внимания тот факт, что наступление против фарисеев открывает Сам Господь. Правда, в Мф. (Мф.17:24–27) Господь, как раз в Капернауме, сознательно избегает конфликта в вопросе о подати на храм: статир во рту рыбы даст возможность Петру внести за Него и за себя. Как бы то ни было, но фарисей, пригласивший Господа, с удивлением отмечает, что Господь не совершил перед обедом положенного омовения (Лк.11:37–38). Опущение омовения имеет параллели в Мк. (Мк.7:1–2) и, в более общей форме, в Мф. (Мф.15:1–2). Но у первых двух синоптиков нарушителями закона являются ученики. В Лк. Сам Господь отступает от установленного ритуала, и удивление хозяина дает Ему повод для обличительной речи (Лк.11:39 и сл.). Создается впечатление, что Господь этот повод создал намеренно и опущение омовения не было случайным, как оно могло быть со стороны учеников. Сюда же относится предостережение (Лк.12:1) против «закваски фарисейской, которая есть лицемерие». С предостережением Господь обращается к ученикам в присутствии множества народа. Гиперболическое μυριάδες по-русски передано: «тысячи». Буквально оно значит: «десятки тысяч». Ученикам, пастырям малого стада Христова, Господь как бы говорит: «не будьте, как фарисеи». Фарисеи были духовными водителями народа. И эти слова слышит народ, собравшийся во множестве. На глухую вражду фарисеев Господь отвечает открытым объявлением войны. В Мф. то обличение фарисеев, которое евангелист Лука отнес к пути Иисуса из Галилеи в Иерусалим и мы имели возможность приурочить к Капернауму, составляет главную часть обличительной речи (Мф.23), которая относится к Иерусалиму. Это, должно быть, один из тех случаев, когда Лука разлагает систему Мф. на ее исторические элементы.


Проповеди на праздники:

Наверх