Проповеди на праздники:


Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, 1960 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

Мученическая кончина такого великого святого праведника, каким был Предтеча и Креститель Господа нашего Иисуса Христа, без сомнения, была одним из поражающих и печальных событий для всей Иудеи. Одни безусловно жалели от всей души, что такой великий светильник, освещавший собой все пределы израильские, угас навсегда во мраке темничном. Другие проклинали Ирода, который из-за пустого и нескромного удовольствия — пляски своей падчерицы Иродиады — не пощадил того, которого слушал и уважал. Иные вероятно роптали даже на Промысл Божий, допустивший восторжествовать буйству страстей над правдой и святостью. А иные наконец, может быть, утверждались в мысли о том, что одинаковый конец и доброму, и злому, и что не стоит хорошо жить, когда благочестивая добродетельная жизнь не получает никакой награды. Но вряд ли кто думал, что это печальное событие состояло под особенным промыслительным действием Божиим, что это событие имело чрезвычайную и крайне высокую цель, как и воспевает о том Святая Церковь: «Предтечево славное усекновение произошло божественным смотрением». Каким смотрением? А именно таким, чтобы и находящимся во аде проповедовать пришествие Спасителя. Спаситель мира уже давно был на земле и готовился закончить Свой искупительный подвиг, т. е. совершить спасение, которое уготовал Господь пред лицом всех людей. Но Спасителя ожидали не одни только живущие на земле, но и умершие, число которых по сравнению с живыми несравненно больше. Нужно было и усопшим возвестить о пришествии Победителя смерти и ада. И вот для этого великого дела назначается смотрением, или Промыслом Божиим тот же великий Иоанн, который предвозвестил явление Спасителя на земле. Кто же после этого были Ирод с Иродиадой? Они были слепым орудием зла и сами себе произнесли приговор, действуя по одному своему безумному и злому произволу и в удовлетворение своих страстей — и погубили себя. Так бывает со всяким, кто действует по своему произволу и не имеет смирения и послушания. Но зло, совершенно ими, Господь, как всегда, по премудрому Своему усмотрению, направил на пользу добра — к исполнению Своей цели.  

Святой Иоанн Предтеча, не имевший много венцов за многие подвиги и дела свои, теперь получает новый, самый славный венец — венец мученичества. И получает от Господа великое поручение — быть предтечей и предвозвестником Спасителя во аде, для всех ожидавших там Его пришествие. В тот момент, когда принесли на пиршество Иродово на блюде голову Иоанна Крестителя, и возлежавшие на этой нечестивой трапезе Иродовой смотрели с тайным ужасом на голову Крестителя, в этот момент душой своей Креститель стоял уже в славе небесной перед сонмом праведников, и возвещал им о пришествии Того, Кого они так долго ожидали, и Который должен был сокрушить главу змия и разрушить державу ада и смерти. Но этого, как мы уже говорили, никто на земле не знал. Поэтому кончина Крестителя должна была производить на всех благочестивых людей самые горестные чувства. Без сомнения, было пролито множество слез, возбуждалось множество вопросов и недоумений, и некоторые, может быть, преткнулись об этот камень соблазна — до того, что задавали вопрос: где же Божия справедливость?  

Какой же мы должны из этого сделать вывод? Во-первых, не смущаться тем, что в этом мире правда и невинность страдают до конца, ибо эти страдания временные и краткие, а награда за них вечная. Во-вторых, не смущаться преждевременной смертью добрых людей, ибо всё Господом управляется ко благу.  

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх