Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 1960 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры, сегодняшнее Евангелие воспроизводит перед нами страшную картину, ознаменовавшую кончину величайшего Пророка, признанного Самим Спасителем большим в Царствии Небесном всех рожденных женами. Все в этой мрачной картине носит на себе отпечаток чего-то ужасного, непередаваемого. Эта несчастная женщина, председящая за столом, эта полная безумия пляска, эти шумные рукоплескания пирующих — и потом вдруг эта дымящаяся теплой кровью голова, принесенная на блюде и поданная палачом молодой девушке, которая, в свою очередь, отдает ее своей матери; это адское смешение ненависти и безумного веселья, пляски и убийства, крови и сладострастия — все это заставляет трепетать сердце и наполняет его ужасом.
Читая Святое Писание и в особенности жизнеописания тех, которые были величайшими свидетелями Божиими на земле, невольно недоумеваешь сам в себе: почему так? Большинство людей, да и все почти, обретают на земле спокойное, тихое существование, получают в жизни наслаждение и утешение в своих скорбях, а для них — избранников Божиих, верных и твердых — такая ужасная, полная мучений и гонений жизнь и часто такая страшная кончина. Посмотрите, какой смертью умирают они: пророк Исаия распилен Манассиею, Захария убит у алтаря, Стефан побит камнями, апостолу Иакову отрубили голову, апостола Петра распяли, апостол Павел усечен мечом. Вот некоторые примеры из бесчисленного множества мучеников. А сколько их всех было, один только Господь знает...
Но из всех этих мученических родов смерти самая ужасная, кажется, смерть Иоанна Крестителя. Представьте себе блистающий огнями, полный оживления дворец Ирода, в котором идет пир и веселье, а под ним мрачное сырое подземелье, где царствует безмолвие, откуда, кажется, и нет выхода на свет, на свободу. В этой темнице томится человек. Вот среди ночи слышатся тяжелые шаги спускающегося грубого безжалостного воина. Слышен глухой шум тяжело упавшего меча — и все кончено. Был ли он застигнут во сне или он молился? Мог ли он произнести последнее слово? Нам ничего не известно, кроме мертвого гробового молчания. Таким-то образом погиб тот, кого Сам Иисус Христос назвал величайшим Пророком. И если бы перед подобной смертью не иметь другой надежды, кроме этого бренного видимого мира, то нужно было бы воскликнуть: «Суета сует!» — можно было бы разочароваться в жизни. Но нас утешает светлая надежда, что праведники никогда не умирают, смерть невозможна для послуживших Богу всеми силами своей души и сердца.
Они не умирают. Предтеча Господень и сейчас говорит к нам, и голос его и сейчас силен в обличении беззаконников: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6, 18). У Господа никакое доброе дело не остается без награды. Если самое скромное невидимое самоотвержение не остается без награды, то что говорить о мученичестве Иоанна Предтечи! Его дело положено в основание Церкви, и Церковь своим существованием обязана таким столпам Церкви, которые явились ее основанием. Только при подобных самоотвержениях могла родиться и возрастать Церковь. Когда мы видим какое-нибудь огромное здание, то мы непременно предполагаем фундамент, иначе и не могло бы держаться и стоять это здание без основания. Хотя этого основания и не видно, но без этих скрытых камней здание разрушилось бы при первом дуновении ветра и при первом признаке бури. И если теперь существует в мире христианская Церковь, то есть убежище от всех земных скорбей, приют, в котором душа вырывается из этих земных оков, духовная отчизна, где веруют, надеются и любят, то это единственно потому, что в основании всего этого лежат бесчисленные самопожертвования, неведомые кончины, неузнанные страдания, молчаливые самопожертвования, которых не сосчитать никому. Когда берут какую-нибудь крепость, то в окружающие ее рвы осаждающие падают сотнями, но по этим-то именно трупам пройдет торжествующий победитель. Вот благодаря этим героям — мученикам за святую великую идею добра и правды — для нас становится возможной вера в будущее и торжество истины.
Но не нужно, дорогие, сомневаться, что это печальное событие состояло под особенным тайным распоряжением Божиим и попущено с целью чрезвычайной, крайне высокой и благодетельной. «Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие...» (Кондак святому Иоанну Предтече). Спасителя мира ожидали не одни только сущие на земле живые, но и умершие, которых число в сравнении с живыми было гораздо больше. Надобно было кому-либо возвестить и последним о пришествии Победителя смерти и ада. И вот для этого великого дела промыслом Божиим и избран Иоанн Предтеча, который предвозвестил явление Спасителя на земле. Ирод с Иродиадою, не зная путей Божиих, выполнили тайное определение промысла Божия, хотя и вина их чрез то не уменьшается, потому что они действовали по безумному своему произволу в удовлетворение своих страстей. Пути Божии неисповедимы. Святой Иоанн уже имел много венцов за свои подвиги, и вот ему дается новый венец мученичества и вместе с тем новое поручение — быть Предтечей и провозвестником Спасителя во аде для всех, ожидавших там Его пришествия. И поэтому, когда возлежавшие смотрели на главу Иоанна Крестителя на блюде, святой Иоанн уже стоял в небесной славе пред сонмом праведников и возвещал им о пришествии Христа Спасителя, Которого они ожидали от века. Но этого никто не знал, и по поводу его кончины, конечно, было много пролито слез и выражено много недоумений и разочарований: есть ли после этого промысл Божий и стоит ли после этого хорошо жить, когда благочестивая жизнь не получает никакой награды, когда Иоанн усекнут в темнице от Ирода?
Дорогие братия и сестры, взирая на святую кончину праведника, помолимся: пусть его ревность по правде Божией предостережет и нас от беззаконий и воодушевит наши души любить правду и стоять за правду Божию, может быть, даже и до самой смерти, ибо в этом состоит награда от Господа в будущей жизни. Блажени изгнаны правды ради, яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5, 10). Помолимся сегодня святому Иоанну Крестителю, чтобы он своим предстательством благословил бы наш земной путь, да сподобимся и мы вечной жизни. Аминь.
29 августа (11 сентября) 1960 г.
Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)