Уроки чудес Христовых
Если Моисея и пророков не послушают, то если кто и из мертвых воскреснет, не поверят (Лк. 16:31).
Эти слова Господа Иисуса Христа взяты из притчи Его о богаче и Лазаре, которую мы сегодня слышали за литургией в Евангелии. Не станем теперь вновь повторять ее подробно, как всем достаточно известную. Остановимся вниманием на самом окончании притчи.
Богач, мучимый в аде, просит Авраама, чтоб он послал Лазаря на землю: «ибо у меня пять братьев, пусть он засвидетельствует им, чтоб они не пришли на это место мучения». Но Авраам отвечает, что о загробной жизни, о загробном воздаянии, о жизни земной, как приготовлении к небу, для братьев погибшего богача достаточно учения и проповеди Моисея и пророков: «пусть слушают их». Богач же сказал: «Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «Если Моисея и пророков не послушают, то если кто и из мертвы воскреснет, не поверят» (Лк. 16:27–31).
Вот, воистину, устрашающее слово, истина которого несомненна, ибо его изрекла Сама Воплощенная Истина, ибо его подтвердил опыт веков и тысячелетий. Как ясно говорит оно, что не в отсутствии доказательств веры причина неверия, а в развращенности сердца, в дурном направлении воли: так, ленивец не оттого предается праздности, что у него пред глазами мало примеров гибельных последствий ее; так, и пьяница не оттого отдается вину, что не знал и не слышал, к чему приводит оно, – но оттого, что ни тот, ни другой не хочет вступить в борьбу со своими порочными склонностями... Сердцем веруется в правду, говорит св. апостол (Рим. 10:10); в сердце же и источник неверия. Напрасно поэтому говорить, что ныне оскудела вера потому, что оскудели чудеса; Евангелие уверяет нас в обратном: оскудевают чудеса от оскудения веры... Напрасно поэтому надеются чудом привлечь к вере того, кто потерял ее; и Сам Господь не творил чудес там, где видел одно упорное и озлобленное неверие или вместо веры праздное любопытство, или, наконец, даже искушение Господа... Он не претворил камней в хлебы, Он не сошел со креста, Он и по воскресении являлся ученикам Своим, а не фарисеям и саддукеям... Жители Его родного города, услышавши, что Он много сотворил чудес в Кане и Капернауме, ждали от Него гораздо больше чудес на родине. Евангелист по этому случаю кратко, но выразительно замечает: «И не совершил там чудес по нееверию их»... (Мф. 13:58).
Наоборот, мы не раз видим в Евангелии, что чудеса, совершенные пред людьми упорно неверующими, еще более озлобляют их. Ибо нет чуда, самого великого, нет знамения, самого поразительного, которого не объясняло бы какими-либо естественными причинами упорное в злобе и неверии сердце. Припоминается евангельская история исцеления слепого от рождения: допрашивают исцеленного фарисеи, допрашивают соседей и родителей его, несколько раз слышат, Кто исцелил, как исцелил, убеждаются самым осязательным образом, что исцеленный есть тот именно, которого все много лет знали и видели слепым, просящим милостыню; наконец, опять допрашивают исцеленного. Расследование произведено полное, всестороннее; сделано все для убеждения в истине чуда: оказалось, нет ни малейшей причины в нем сомневаться. Читая Евангелие, ожидаешь, что, наконец-то, восторжествует добро, наконец-то, все признают в Иисусе Христе Божественного Посланника. Что же? Вместо этого слышим приговор: «не от Бога сей человек»... (Ин. 9).
Вот воскрешен Спасителем Лазарь: чудо, разительнее которого трудно и представить! Умерший четыре дня во гробе и уже разложился; Иисус Христос не присутствовал ни при смерти его, ни при погребении. Он подходит к пещере, не зная даже места могилы; Его окружает народ; враги Его следят за каждым Его движением... Слово Иисуса оказалось словом Владыки жизни и смерти и возвратило из челюстей ада мертвеца четверодневного к жизни. Нет и не может быть места сомнениям; остается одно: идти за Христом. Что же видим? С этого дня Синедрион еврейский положил убить Его... (Ин. 11:53). Сам евангелист с удивлевнием замечает: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него... Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое» (Ин. 12:37, 40; ср. Ис. 6:10). Нет ничего упорнее, пристрастнее и несправедливее неверия!
Возьмем еще пример из истории. Первые века христианства; верующих мучат и предают смерти; часто не берет их огонь, не сечет меч, не умерщвляют дикие звери. Но еще чудеснее высота духа мучеников, их преданность Богу, верность убеждениям, готовность на страдания и смерть. Видим: воины, палачи нередко здесь же, на месте и во время казни принимают христианство, свидетельствуя кровью искренность своего обращения. Что же правители и судьи? А они только озлобляются более и более, обвиняют христиан в колдовстве и безбожии и, видя недействительность одного способа казни, измышляют другой, более мучительный.
Чудеса для неверия – только суд правый и правое осуждение; они ясно говорят, что Господь дал для неверных и злобных все, чтобы привлечь их к Себе, что Он не хотел их погибели; безответно неверие пред судом Божиим и его слуги сами себя губят, зане любве истины не прияша во еже спастися им (2 Сол. 2:10).
Но для тех, кто веровал, для апостолов и учеников Христовых, для христиан всех последующих времен эти чудеса, виденные ими или открытые в слове Божием, служили и служат подкреплением веры, утешением в страданиях, радостью о Господе. Они сообщали и сообщают верующим такую силу убеждения, такую преданность Спасителю, что делали союз с Ним крепче смерти и исторгали из уст и сердец вдохновенные и восторженные слова, – слова исповедания для всякого горячо верующего сердца: «Что нас разлучит от любви Божией? Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или беда, или меч? За Тебя умерщвляют нас всякий день, как овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, никакая тварь не может разлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8:35–39).
Братие! Сегодня и мы с вами стоим лицом к лицу пред чудом, которое совершилось на земле русской 17 октября 1888 года, когда явил Господь любовь Свою и милость к Помазаннику Своему – нашему Царю с Его Семейством, когда, говоря словами ныне чествуемого Церковью пророка Божия Осии, от руки адовы избавил Его и от смерти искупил Его (Ос. 13:14).
Пусть глумится и глаголет нечестивую хулу злобствующее неверие: подобает и сему быти; пусть надменное легкоумие придумывает естественные причины события, когда среди всеобщего разгрома и бушующих стихий, среди смерти и разрушения, Ангел Господа, по воле Его, явился хранителем Царя и Его Семьи и даровал их России невредимыми. Но для нас, для верных сынов Церкви, для верных сынов отечества и Государя, здесь чудо; здесь великое чудо милости Божией к России, ибо страшно даже и подумать, что было бы с нашим отечеством, если бы 17 октября 1888 года Царский Дом наш погиб в крушении поезда. Пусть же чудо это не пройдет для нас бесследно, пусть не будет среди нас людей, подобных евангельским фарисеям, что в неверии своем приготовили себе гнев на день гнева и откровения страшого суда Божия. Днесь аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших! (Пс. 94:8; ср. Евр. 3:8, 4:7). Пусть исполнятся сердца наши радостью о спасении царя, веры, преданности, благодарения и славословия к Богу-Промыслителю!
Утвердимся же прежде всего в той мысли, что не отвратил Господь очей Своих от нашего дорогого отечества, от Руси святой, православной; что не иссяк в ней род праведных, семя святое, которым стоит всякое царство (Ис. 6:13); что при всем разливе неверия довольно на Руси таких ревнителей веры и Церкви, которые не преклонили колен и не кадили пред современными ваалами, какими бы именами они не прикрывались; сильна Русь покровом Божиим и благочестием многих сынов своих.
Утвердимся в той отрадной мысли, что в Церкви, к которой мы имеем счастье принадлежать, в церкви православно-русской пребывает благодать Божия, Спасителем обетованная, и проявляется в спасительных и чудесных знамениях; следовательно, это и есть та самая Церковь, о которой изречены Спасителем великие обетования, что врата адова не одолеют ей: в ней полнота истины, путь спасения, источник святости, сокровище благодатных даров Духа Святого.
Возрадуемся и о первородном и почтительном Сыне нашей родимой Церкви, – о нашем воистину благочестивейшем Государе, – укрепимся в убеждении, что власть Его – власть от Бога и сохранена нам Богом в Его чудесном спасении; проникнемся чувствами горячей верноподданнической любви к Нему, готовой на всякую службу, на всякий подвиг и жертву. Спасенный чудесно, избавленный от челюстей смерти, отмеченный перстом Божьего Промысла, Он бесконечно дорог русскому сердцу. Господи! дни на дни приложи царю и лета на лета, сохрани над ним Твой вышний покров, даруй Ему благоуспешное во всем и долгоденственное царствование!
Утвердимся, братие, в вере и преданности Промыслу Божию, бодрствующему над Россией, в эти тяжкие дни войны, когда среди нас не мало унылых, слабых, маловерных и малодушных.
Как бы ни было тяжко на брани, какие бы тревожные и тягостные вести ни неслись оттуда: се не воздремлет ниже успнет храняй Израиля! (Пс. 120:3–4). Там, где не останется надежды на силу и помощь человеческую, явится помощь Божия, тем более вразумительная и несомненная, чтобы мы в гордыне своей не приписывали себе ничего, но все воздали бы Богу. Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу (Пс. 113:9).
Так, окрыленные верою и упованием, в виду чуда Божия, призовем и ныне благословение Господа и вышний покров Его на Царя и Россию в наши тяжкие и скорбные дни!
Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуемся зело. Господи, спаси Царя и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя! (Пс. 20:2, 19:10). Аминь.