Проповеди на праздники:


Уроки благотворительности для монашествующих.

Поучение об иноческой благотворительности

Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1Кор.13:3).

Заповедь о любви благотворящей относится столько же к бедным, сколько и к богатым, столько же к инокам, сколько и к мирянам. Если бы кто посвятил себя на служение Богу в иноческом звании, но не постарался при этом стяжать любовь самоотверженную, любовь благотворящую, любовь, полагающую душу свою за друзей своих, того монашеское звание не спасет. Если бы кто предал тело свое не только на изнурение постом, бдением и трудами, но и на сожжение ради спасения души своей, а вознерадел бы о согреянии сердца своего любовью доброделающей, тот напрасно стал бы подвизаться. Истинные иноки всегда были друзьями человечества. Святые подвижники, основавшие обители слезами и молитвами, отличаясь сами искренней и деятельной любовью, оставляли и ученикам своим завет не только хранить между собой братскую любовь, но и принимать странных и кормить голодных. Из истории монашества в России мы знаем, что святые обители, наипаче же основанные святыми подвижниками, не только служили небурным пристанищем от волн житейской суеты и местом душевного спасения для приходящих туда, но и защитой от стрел и оплотом от нападений врагов отечества. Не раз смиренные иноки наших обителей спасали своих соотечественников во время общественных бедствий; во время голода кормили тысячи бедных; врата обителей всегда открыты были для принятия странников; престарелые находили там приют. Многие обители служили делу просвещения перепиской книг, писанием святых икон и другими полезными рукоделиями. Не напрасно в последнее время духовные и гражданские законы требуют, чтобы во всех обителях по возможности были учреждаемы благотворительные заведения, а для новых обителей поставляется непременным условием учреждение богадельни, школы, приюта для детей и вообще какого-либо благотворительного учреждения. В настоящее время некоторые обители дела благотворения совершают между прочим служением миссионерскому делу.

В стенах этой обители, посвященной имени святого Иоанна Предтечи, заключаются два благотворительных учреждения: приют со школой для детей и сиропитательный Дом трудолюбия. Первое учреждение получило начало своего существования вместе с открытием монастыря, а второе открыто года три тому назад. Приют со школой содержится большей частью на средства, пожертвованные основательницей этой обители, а сиропитательный Дом трудолюбия, гостеприимно принятый монастырем на свою землю, устроен стараниями тех, кому вверено управление обителью. Средства для устроения здания для Дома трудолюбия послал и посылает Бог через разных благочестивых дателей, крупных и малых, как из числа городских жителей, так и иногородних благотворителей. Содержится Дом трудолюбия частью на свои средства, приобретаемые трудами сирот и бедных людей, здесь работающих, частью на те лепты, какие собирает церковное попечительство и ежемесячно передает в этот сиропитательный дом. Немалая доля труда по заведыванию этим богоугодным учреждением выпадает на сестер обители, которые приемлют это служение по обету послушания. Можно допустить предположение, что насельницы этой обители имеют на Дом трудолюбия не одинаковые взгляды. Так, иные могут смотреть на это учреждение как на нечто чуждое для обители; другие могут усматривать в нем некоторый ущерб для монастыря, а для сестер обители как бы отягощение. Вероятно, есть и такие, которые не имеют определенного взгляда на это учреждение и относятся к нему безразлично: не имеют предубеждения против него, не выражают нерасположения к нему, но и не оказывают особенного сочувствия. Но, несомненно, есть сестры, которые относятся к сказанному учреждению с подобающим сочувствием, и это сочувствие выражают и словом и делом. Нужно ли разъяснять, какой из сказанных сейчас взглядов вернее? Кто не отдаст предпочтения последнему пред первыми? Посему, если бы кто стал поддерживать в себе или в других ревнивое чувство нерасположения к возникшему в стенах обители богоугодному учреждению, тот погрешил бы этим и против Бога любви, и против обетов самоотвержения, нестяжания и послушания. Дом трудолюбия для обитательниц монастыря настолько нужен и полезен, насколько необходимы начальные школы при учебных заведениях, где приготовляются учители и учительницы для народных школ.

Дом трудолюбия при монастыре есть начальная школа для сестер обители, где они практически могут обучаться делам любви благотворящей. Мало того, чтобы только слушать уроки о деятельной любви, – нужно эти уроки приложить к делу. Мало того, чтобы слушать заповедь Христову о том, чтобы не презирать малых детей (Мф.18:10), – нужно исполнять это самым делом: нужно полюбить этих детей, которые воспитываются в сиропитательном доме, и послужить им, кто как может это сделать. Мало того, чтобы слушать, как в древних святых обителях принимали странных, питали голодных, как при некоторых русских обителях воспитывали и ныне воспитывают детей, как вместе с добрыми обычаями монастырской жизни научают их грамоте, чтению душеспасительных книг и разным полезным ремеслам, – нужно еще и самим служащим все это исполнить на деле, самим учить детей всему этому. Быть может, тогда и придется воспитывающим и учащим убедиться в той истине, что между слышанием слова и исполнением существует большое различие. Быть может, с прискорбием тогда придется узнать, что с радостью принимаемое ухом с тугой сердца исполняется делом. Когда, например, мы слышим или читаем о том, как некогда благочестивые люди принимали странных, ухаживали за больными, кормили из своих рук покрытых гниющими струпьями, вырывали могилы и погребали умерших от заразительной болезни, то, быть может, вздыхаем от умиления, услаждаемся такими добродетелями; но когда на самом деле предстанет пред нами странник в полноте своего нравственного вида, то мнимая любовь наша отвращается от него, и мы отсылаем его от себя, да еще, быть может, с упреками. Когда придется посидеть у постели больного, мы предаемся унынию и ропоту о том, что нам досталось столь трудное служение.

Когда кто-либо удрученный старостью или болезнью или подавленная горем или бедностью вдова с малолетними детьми предстанут пред лицо наше и будут жалобным тоном изображать свое бедственное положение, тогда сердце наше сжимается, но не от страдания, а от скупости, при мысли, что этим нуждающимся нужно помочь; у нас рождается лукавое подозрение, что они не так несчастны, как рассказывают о себе, что некоторые из них виноваты в своей бедности, сами устроили свое несчастье, – и мы отсылаем их от себя огорченными. Отчего же происходит такое раздвоение между мыслью и делом? Оттого, что мы доселе не имели возможности поучиться исполнять сказанные добродетели на деле. Как в учебном заведении, где приготовляются воспитанники или воспитанницы к учительской деятельности, наставник сперва преподает в классе изустный урок о том, как должно учить детей грамоте, а потом ведет воспитанников или воспитанниц в образцовую школу и там сперва на деле исполняет то, что преподано было им словами, а потом заставляет проделать то же каждого из учащихся у него, – так должно быть и при обителях: выслушавшие назидательное чтение о любви к ближним должны исполнить это делом в отношении к тем своим братьям или сестрам, с которыми они живут в одном месте. Слыша слово Христово о том, чтобы не презирать малых детей, нужно научиться любить их на деле, а для сего нужно самим заняться уходом за ними, обучением их молитвам и всяким добрым обычаям христианской жизни, а также научением их ремеслам, для них посильным. Когда будете исполнять это, тогда узнаете, что это дело нелегкое, что вам придется употребить над собой усилия к тому, чтобы исполнить это служение с любовью, без раздражения, без ропота; быть может, узнаете тогда, что ухаживать за больными и престарелыми или воспитывать детей труднее нелегкого молитвенного правила, какого требует монастырская жизнь.

Но, может быть, такой подвиг деятельной любви и не требуется от иноков? Может быть, от них требуется только церковь да келлия: церковь – чтобы участвовать в богослужении, келлия – чтобы заниматься богомыслием и молитвой? Нет, требуется – ибо заповедь о любви дана для всех. Любовь к Богу, выражающаяся в молитве и богомыслии, без любви к ближнему, по учению апостольскому, не принесет пользы: если подвижник будет иметь такую веру, что будет переставлять горы, если ради подвига предаст тело свое мучительной смерти, а любви не имеет, нет в этом пользы никакой (1Кор.13:2–3).

Итак, любите детей, не пренебрегайте сиропитательным Домом трудолюбия, не считайте его отяготительным и бесполезным для себя, но смотрите на него как на училище благочестия. Не презирайте детей: их любит Христос, а вы, если хотите показать любовь ко Христу, любите тех, кого Он любит. Не презирайте детей, потому что у каждого из них есть невидимые заступники их, Ангелы Хранители, и эти Ангелы их всегда видят лицо Отца Небесного (Мф.18:10). Если добро делаете детям, то Ангелы возвестят о вашем добре Отцу Небесному с молитвой за вас. А если презрите детей, если обидите их, то Ангелы их будут на вас взывать за них к Богу, и ваш грех против детей будет поставлен вам на вид, когда придет время вам дать отчет в жизни своей. Будем помнить изречение апостольское: Если... любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1Кор.13:3). Поэтому все у вас да будет с любовью (1Кор.16:14). Будем учиться благодарить с радушием, быть братолюбивыми друг к другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждать, ревновать о странноприимстве, радоваться с радующимися, плакать с плачущими (Рим.12:8,10,13:15).

Проповеди на праздники:

Наверх