Урок целомудрия
Чтобы спастись, нужно соблюдать не одну чистоту души, но и тела. Иже Христовы суть, – говорит Апостол, – плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Да, впрочем одно без другого и немыслимо. Чистый телом большею частью чист и духом, а у оскверняющего свое тело всегда худое и на уме. А между тем язва сладострастия за последнее время есть едва ли не самая ужасная язва общественная. Сквернится и тот, и другой, и третий, да еще оправдывается. «Что делать, человек я во плоти, не могу так прожить, я не Ангел.» Ты не можешь прожить, да как же святые-то жили? Ведь они были такие же люди, как и мы, облечены были тою же плотью, так же были подобострастны нам; однако хранили же чистоту и целомудрие? Скажешь: они в пустынях спасались, у них соблазна не было. Неправда, возлюбленный! Многие из них и не в пустынях, а при дворах царских и даже в самом сане царском сохранили себя от скверны, и тем говорят против тебя. Ты не веришь этому? Так слушай же, мы самым делом это покажем тебе.
Блаженная княгиня Евдокия, во инокинях Ефросиния, оставшись вдовою после мужа своего, великого князя Димитрия Иоанновича Донскаго, строила церкви и монастыри и проводила святую жизнь. Но неразумные люди, по внушению дьявольскому, смущались, глядя на нее, и говорили: «Неужели она, будучи самовластною и живя в такой неге, может прожить целомудренно?» Об этом слышали и дети ее, услыхала и сама она. И вот однажды, когда заметила, что один из сыновей ее был смущен худою молвою, то призвала его и остальных сыновей и с плачем сказала им: «Любезные дети, не смущайтесь. Всякую клевету и поношение я с радостью приму; но, видя одного из вас сомневающимся во мне, я вам открою тайну мою». И, раскрывши малую часть одежды на груди, показала им часть тела, которое от сурового воздержания казалось почерневшим и как бы сожженным огнем, и плоть ее вся приросла к костям. Сыновья ужаснулись. Княгиня же запретила им говорить об этом, и просила не преследовать поношавших ее. И оттоле, говорится в житии ее, наипаче подвизашеся прилежными к Богу молитвами.
Что же теперь скажете на это вы, говорящие: «Не могу так прожить, я в миру живу, я не Ангел?» Вот и в царском житии святая сохранила себя, распяла плоть свою и, мало того, – можно сказать, умертвила ее. Почему же вы не можете? Да потому, что не хотите, не только не избегаете искушений ко греху, но еще ищете их. Но во всяком случае не льстите себе, ни блудницы..., ни любодеи... – говорит слово Божие, – Царствия Божия не наследят (1Кор. 6:9–10), но им, наряду с другими великими грешниками, часть в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая (Апок. 21, 8). Аминь.