Уникальные места в Мк.
Но общесиноптический материал, который мы вправе отождествлять с иерусалимским преданием, получил в Мк. своеобразное преломление. Главным своеобразием Мк. являются те его отрывки, которые не имеют параллели в Мф. и Лк. (Мк.4:26–29, 7:32–39, 8:22–26, 14:51–52 и некоторые другие, менее значительные). Но ещё более характерными должны быть признаны отдельные замечания, разбросанные на протяжении всего Евангелия и не встречающиеся у других евангелистов. Можно думать, что большая часть особенностей Мк., отличавших его от иерусалимского предания, уже нашла место в проповеди апостола Петра. В Мф. апостол Петр есть символ Церкви. В отличие от Мф., евангелист Марк упоминает целый ряд мелких подробностей из жизни Петра (ср. Мк.1:36, 11:21, 13:3), которые не упоминаются другими евангелистами и которыми ап. Петр мог делиться со своими слушателями из личных воспоминаний. К личным воспоминаниям относится, по всей вероятности, и оценка его предложения поставить три кущи на горе Преображения (Мк.9:6). Говоря о Воскресении, он помнил, что светоносный юноша у пустого гроба, повелевший ученикам, через жен–мироносиц, идти в Галилею, особо упомянул и его, Петра (Мк.16:7). Вполне возможно, что Мк. кончалось на Мк.16:8, и отрывок Мк.16:9–20, отсутствующий в древнейших рукописях, был прибавлен к нему впоследствии и представляет собой краткое перечисление явлений Воскресшего в Лк. (ср. Лк.24:13–35) и Ин. (ср. Ин.20:11–18). Но ученые не сомневаются в его большой древности. Вполне допустимо, что в его основании лежит и предание Петрово. Последние наставления Христовы апостолам (Мк.16:14–18) мог сохранить именно Петр, в сознании, что повеление Христово, переданное через жен–мироносиц, в первую очередь относилось к нему. Служение ап. Петра в начале апостольского века показывает, что он положил эти наставления Воскресшего в основание своих миссионерских трудов.