Уникальные места Лк.
Нижеследующий перечень, отнюдь не притязающий на исчерпывающую полноту и далекий от какой–либо системы, содержит несколько наблюдений, которые показывают, на каких сторонах Благой вести, выражающихся в слове и в деле, сосредоточивается преимущественное внимание Луки. Первое наблюдение: в Лк. постоянно упоминаются женщины: мать Предтечи Елисавета (Лк.1), Анна пророчица, дочь Фануилова (Лк.2:36–39), наинская вдова (Лк.7:11–16), грешница, помазавшая Господу ноги в доме Симона фарисея (Лк.7:36–50), Мария Магдалина и другие, сопровождавшие Его по городам и селам Галилеи (Лк.8:2–3), Марфа и Мария (Лк.10:38–42), скорченная женщина в синагоге (Лк.13:10–17), иерусалимские жёны на Крестном пути (Лк.23:27–31) и др. Но прежде всего – Пресвятая Богородица. Только в Лк. повествуется о Благовещении (Лк.1:26–38), о посещении Марией Елисаветы (Лк.1:39–56), и в Евангелии детства Матери Божией принадлежит место (Лк.2:19, 34–35, 41–51), какого Она не имеет в Мф. Далее, Лк. есть Евангелие о Святом Духе. «Дух Святой» постоянно упоминается в Лк.1 и Лк.2 (Лк.1:15, 2:26, 27: ἐν πνεύματι, «в Духе», и особенно Лк.1:35). Последнее обетование Лк.24:49 раскрывается самим же Лукой в Деян.1:4–5 как обетование Святого Духа. В иных случаях упоминание Святого Духа являет своеобразие Лк. при сопоставлении его текстов с параллельными местами (ср., напр., Лк.11:13 и Мф.7:11). С другой стороны, чаще, чем в первых двух Евангелиях, упоминается сатана. Такие тексты, как Лк.10:18, 22:3, 31 и некоторые другие не имеют параллели в Мф. и Мк. Замечательно, что по свидетельству Лк. (Лк.4:13), диавол по окончании искушения отошёл от Иисуса до времени. Обращаясь к евангельскому учению, мы убеждаемся, что у Луки с особой силой звучит призыв к милосердию. Достаточно вспомнить притчи Лк.15 – особенно последнюю из них, о блудном сыне (Лк.15:11–32). Но этого мало. С первых же слов читателя поражает внимание к человеческому страданию: первая проповедь Христова в назаретской синагоге (Лк.4:17–19 и сл.) на текст Исаии о лете Господнем благоприятном, в учении «на месте равне» – ублажение нищих и алчущих и возглашение «горя» богатым и пресыщенным (Лк.6:20–21, 24–25), на пути из Галилеи в Иерусалим – притча о богаче и Лазаре (Лк.16:19–31). Но страдание связано не с одним только социальным неравенством. Господь проявляет милосердие к презираемой грешнице, надо думать, блуднице (Лк.7:36–50), и к ненавидимым мытарям (Лк.19:1–10). Притчи Лк.15 о милосердии Божьем сказаны Им в ответ на соблазн, который вызывало среди фарисеев и книжников Его общение с мытарями и грешниками (ср. Лк.15:1–2 и сл.). Исцеление слуги капернаумского сотника (Лк.7:1–10) и воскрешение сына вдовы наинской (Лк.7:11–16) должны быть понимаемы опять–таки как проявление милосердия к опечаленному сотнику и скорбной матери. Являя любовь делом и свидетельствуя о любви Отца Небесного, Господь призывает к любви и учеников. Притча о милосердном самарянине (Лк.10:30–37) не имеет параллели у других евангелистов. И, наконец, последнее наблюдение: Лк. есть Евангелие молитвы. В нём повторно упоминается молитва Самого Господа в ответственные моменты Его служения (ср. Лк.3:21, 6:12, 9:18, 11:1 и др.), и Господь, опять–таки повторно, научает молитве Своих учеников (Лк.11:1–13, 18:1–14). Можно было бы привести и другие наблюдения. Но и эти дают материал для выводов.