Умножение народного почитания Иисуса Христа
С не меньшей ясностью, чем отношение Господа к ученикам, проступает, в повествовании Лк. о пути, отношение к Господу внешней среды. Влечение масс еще сильнее, чем в ранние галилейские дни. Вторая часть Лк. дает два ярких примера. Первый относится к Капернауму. Как мы видели, сопоставление текстов позволяет приурочить к Капернауму большой отрывок (Лк.11:14–13:9). Вокруг Господа чувствуется большое движение, захватывающее громадные толпы (Лк.12:1), которые долго от Него не отходят (ср. οἱ ὄχλοι, «толпы», в Лк.12:54). В Капернауме, как мы уже отмечали, почва была трижды подготовлена. Господь шел по следам тех делателей, которых поставили Семьдесят, но еще до того, в ранние дни Его служения, Капернаум был той базой, откуда Он ходил со словом благовестия по городам и весям Галилеи. Показательнее другой пример: Иерихон. К Иерихону относится отрывок: Лк.18:35–19:28. Когда Господь проходил через Иерихон, Его окружала такая густая толпа народа, что малому ростом Закхею оставалось только одно: влезть на дерево и посмотреть на Господа поверх голов (Лк.19:1–4). Из указания Лк.18:36 вытекает, что Господь был окружен толпой и до Своего входа в Иерихон. Толпу составляли сопровождавшие Его. Напомним три встречи в начале пути и привлечение новых учеников (Лк.9:57–62). Но в Иерихоне толпа возросла. Возрастание толпы объясняется исцелением слепца у входа в город (Лк.18:35–43). Недаром евангелист Лука, заботившийся, по его собственному признанию (ср. Лк.1:3), о хронологической точности изложения, нарушил порядок первых двух синоптиков (ср. Мф.20:29–34; Мк.10:46–52) и поставил исцеление слепца (Вартимея, по Мк.10:46; двух, по Мф.20:30), не по выходе из Иерихона, а при входе в Иерихон. Движение народа в Иерихоне – вне пределов Галилеи, в расстоянии одного перехода от Иерусалима – показывает, что влияние Господа распространилось уже на Палестину в целом. Исцеление слепого не имело бы такого сильного отклика, если бы волнующая молва о Галилейском Пророке не успела дойти до Иерихона. Нельзя не отметить, что слепец обращается к Господу с мессианским приветствием: «Сын Давидов» (Лк.18:38–39 и парал.).
Влияние Господа на народные массы выражается в том, что люди из народа обращаются к Нему за авторитетным решением возникающих между ними тяжб. По свидетельству Ин., еще до перелома евангельской истории насыщение пяти тысяч в пустыне произвело на присутствующих такое впечатление, что они готовы были провозгласить Господа царём (Ин.6:15). Во время пути евангелист Лука отмечает (Лк.12:13) просьбу кого-то из толпы: «Учитель, скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». Случай относится к Капернауму. Господь отвечает отказом: «Кто поставил Меня над вами (ἐφ’ὑμᾶς) судить или делить (вас)» (Лк.12:14). Он обосновывает Свой отказ притчей о житницах. Цель человека – не собирать сокровища для себя, а богатеть в Бога (Лк.12:15–21). И, тем не менее, в тот же день, призывая народ разуметь эсхатологическую тайну времени, Он говорит притчу о человеке, которого соперник его ведет к судье, судья может отдать истязателю, а истязатель может ввергнуть в темницу, откуда он не выйдет, пока не отдаст и последней полушки (Лк.12:58–59). Господь брал образы Своих притч из окружающей жизни. Если в человеке и его сопернике мы узнаем тяжущихся братьев, то не слышится ли в притче, помимо ее духовного смысла, и заботливое предостережение обидчику не продолжать своего злого дела? Дальше вопроса мы не можем идти. Утвердительный ответ показал бы нам, что некоторое участие в решении мирских дел Господь признавал для Себя возможным.