Проповеди на праздники:


Учите паству вашу! Послание возлюбленным о Господе пастырям градов и весей Томской епархии

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Еф.1:2).

Дадите им вы ясти (Лк.9:13). К нам эта заповедь Пастыреначальника, возлюбленные о Господе сопастыри и сослужители! Мы, а не кто другой дадим ясти нашей пастве хлеб жизни – глагол Божий (Мф.4:4; Лк.4:4). Посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве (Ин.4:35). Посмотрите на людей пажити нашей, как они алчут этого хлеба жизни! С какой иногда жадностью они принимают хлеб нечистый, смешанный с сорными травами заблуждений! Вот увлеченные в сети беспоповщины, лжесвященства и разного рода сектантства – не простецы ли это, редко видящие своего пастыря и еще реже слышащие слово истины, но часто оглашаемые словами лжи, питаемые затхлым хлебом заблуждения и неверия, напояемые ядом хулы на Церковь и поношения на пастырей! И поверил простец этой хуле и клевете, потому что он редко слышал слово истины. Ел он этот затхлый хлеб, потому что часто лишен был возможности получать чистый хлеб жизни.

Но то была ночь, когда никто не может делать (Ин.9:4); теперь же и сидящим во тьме светить начинает заря с высоты, и мы, пастыри, призываемся изнести светильники слова, врученные нам, и поставить их на свещницех, да светят тем, иже в храмине Церкви суть. Понесем алчущим хлеб, дадим народу ясти! Будем питать его не впроголодь, а досыта, да вселяется во всех слово Христово обильно (Кол.3:16)!

К вам, возлюбленные о Господе сопастыри и сослужители, к вам слово воззвания: учите ваших пасомых! Учите всех: старых и малых, учите всякий возраст и пол. Се, ныне время благоприятно (2Кор.6:2)! Ныне или никогда!

Вам, пастыри, всюду отверсты двери слова: и в церкви, и в школе, и в доме, и в городах, и в селах, и в деревнях. Учите книгой, учите Писанием, учите и словом живым. Проповедуйте слово во время церковных собраний; учите и внебогослужебными чтениями и собеседованиями. О сих последних приложите особенное попечение как о способе учения, наиболее удобном и для вас, и для пасомых ваших, последуя примеру Божественного Учителя и Господа, Который учил и в храме, и в синагогах, во градах и весях, на горе и на месте равне (Лк.6:17), на брезе моря и в месте пусте, на пути и из корабля.

Благодарение Богу: во многих местах нашей епархии, как и в других епархиях, пастыри, последуя примеру и слову архипастырей, уже устроили внебогослужебные чтения и собеседования как в городах, так и в селах. В некоторых местах внебогослужебные чтения сопровождаются общим или хоровым пением церковных стихир и духовно-нравственных песнопений. В городах епископских кафедр внебогослужебные чтения совершаются в присутствии архипастырей, под их руководством и при личном их участии. В некоторых селах внебогослужебные чтения производятся в училищных зданиях и церковных сторожках, но больше в церквах между утреней и литургией.

Говорим: «Во многих местах нашей епархии», – но далеко не везде открыты чтения и собеседования. А желательно и неотложно нужно, чтобы таковые собеседования явились во всех городах, при всех городских церквах, во всяком селе, при всякой деревенской школе. Желательно, чтобы городское духовенство подало добрый пример сельскому. Желательно, чтобы чтения и собеседования год от году возрастали не только количественно, но и качественно; чтобы благочестивые собрания такого рода восходили от одной степени к другой, высшей, а сии – к совершеннейшей. Желательно, чтобы те собрания, в которых бывает только один читающий и несколько слушающих, изменились в такие, где были бы с одной стороны и читающие, и живым словом беседующие, с другой – слушающие и поющие; чтобы на таковых собраниях единицы посетителей умножились в десятки, а десятки – в сотни и тысячи.

Многие сельские пастыри жалуются на то, что внебогослужебные чтения неохотно посещаются прихожанами. Да и городские не везде имеют отрадный успех в этом деле. Поэтому естественно возникает вопрос: как достигнуть того, чтобы внебогослужебные чтения и собеседования привились и упрочились?

Трудно дать на это прямой ответ или такой совет, который скоро и легко мог бы привести дело к желанной цели.

Причин, препятствующих устроению и развитию внебогослужебных чтений и собеседований, много, поэтому потребны и мероприятия многие. В одном месте нужно устроить или изыскать помещение для собраний, в другом – приобрести книги, пригодные для указанной цели, в третьем – устроить хоровое или общее пение.

В тех местах, где прихожане по праздникам охотно посещают церковь, внебогослужебные чтения могли бы не без успеха совершаться между утреней и литургией. Но здесь могут встретиться препятствия, которые трудно одолеть в приходах с одноштатными причтами. В это время обыкновенно прихожане из деревень привозят крестить детей. Отлагать это требоисправление до другого времени почти невозможно. Таким образом, занятые требоисправлением священник и псаломщик почти всегда лишены бывают возможности устроить между богослужебное чтение или собеседование.

В двухштатных приходах это исполнить удобнее. В то время когда один священник в церкви крестит детей, другой в сторожке, а летом в ограде церковной читает или рассказывает то, что у него приготовлено для сего заранее.

К сожалению, по отзывам некоторых священников, слушателей таковых чтений после утрени остается весьма немного, и понятно почему: утомленные утренней службой, богомольцы уходят домой, чтобы непродолжительным отдыхом там приготовиться к предстоящей литургийной службе.

Может быть, лучше было бы устраивать внебогослужебные собеседования в воскресные дни после полуденного отдыха, вместе с вечерней, совершаемой в этот день торжественно. Это, по-видимому, с особенным удобством можно бы устраивать даже и там, где существуют только одноштатные причты. Но в таких случаях, если предположить, что дело это шло бы успешно, на таковых беседах присутствовать будут только сельские жители, а деревенские таковой возможности будут лишены, ибо невероятно, чтобы приехавшие на праздник из деревень остались ожидать беседы до вечера. Из заявлений некоторых священников известно, что и такого рода чтения у них не упрочились. Сначала приходило слушателей довольно много, потом – меньше и меньше, а наконец сошло на двух или трех посетителей.

Там, где прихожане не привыкли ходить в церковь, что особенно заметно среди сибиряков и в местах, зараженных расколом, не прививаются чтения ни после утрени пред литургией, ни послеполуденные, совершаемые с вечерней. И в таком случае пастырю не следует предаваться отчаянию, ибо добрые дела трудами стяжаваются.

В этих случаях нужно приступить к особым приготовительным мерам, которыми можно будет возбудить в сельских жителях интерес к слушанию душеспасительного чтения.

Этими мерами, опытом испытанными, могут служить: 1) вечерние чтения и беседы пастыря по домам; 2) употребление общего или хорового пения во время внебогослужебных благочестивых собраний.

1. Хорошо сделает священник, если начнет чтения и собеседования со своего дома. Для этого он приветливо приглашает к себе тех прихожан, которые почему-либо могут подать ему надежду на успех в начинаемом деле; притом таковые (прихожане) чем проще, тем лучше. Изъяснив им свое намерение, он приступает к делу: читает им жизнь святого или иную назидательную статью, непременно сопровождая таковые объяснением или разговором, относящимся к предмету чтения. После сего он усмотрит, нужно ли пригласить опять к себе в дом этих первых посетителей или назначить место в другом доме, например у одного из них.

Если священник заметит, что пасомые чуждаются своего пастыря, то ему самому нужно к ним идти, посещать их в их жилищах, входить с ними в беседу; ему нужно быть миссионером для своей паствы, изыскивающим способы поговорить с пасомыми и пользующимся всяким удобным случаем для беседы с ними, начиная таковую иногда с земного и переходя к небесному.

Нельзя предположить, чтобы в селе не было хотя одного или двух семейств, более или менее усердных к церкви и потому благорасположенных к священнику. С этих семейств пастырю и нужно начать свою миссию.

В воскресный или праздничный день вечером, а может быть, и в будни, запасшись наиболее назидательной для чтения статьей (например, из «Троицких Листков») или изустным рассказом, священник отправляется в один из означенных домов. После обычной житейской беседы он незаметно приводит разговор к цели своего прихода и предлагает выслушать принесенную им статью, которую, надо полагать, хозяева выслушают со вниманием. Если этим чтением священник успел заинтересовать слушателей, то это добрый признак. Полезно потом повторить посещение этого дома, но только нужно предупредить о том хозяев, предложить им пригласить на беседу своих родных и знакомых. Таким образом, круг его слушателей расширится. В следующие разы он может идти в домы других, присутствовавших на первой беседе, и здесь поступать так же. Можно быть твердо уверенным, что после двух-трех опытов число слушателей еще более умножится.

2. Далее священнику нужно позаботиться соединить беседу с пением, дабы разнообразием занятий поддержать интерес чтения и возбудить утомленное внимание слушателей. Добрую услугу в этом сделали бы ему школьники, если бы таковые были наготове. Но пока их нет, нужно употребить в помощь себе псаломщика.

Псаломщик должен быть помощником священнику не только при требоисполнении, но и в учительстве. Молодых и неумелых псаломщиков священники руководят и учат толково и внятно читать и петь, чтобы из них вышли сперва разумные чтецы и сотрудники им при внебогослужебных чтениях, а потом, быть может, и самостоятельные деятели, состоящие всегда в полном послушании священнику как своему настоятелю. Где священник – туда за ним должен следовать и псаломщик. Пусть последний присутствует при всяком чтении и собеседовании священника с прихожанами.

Нам известны опыты, что когда чтение соединялось с пением церковных песен или кантов, то беседы продолжались без утомления несколько часов сряду, зимой даже до полуночи. В этом, между прочим, заключается сила и сектантских собраний и радений, привлекающих к себе простой народ. Пение настолько возбуждает утомленное внимание слушателей, что оно превращает ночь в день, услаждая душу сладостью словес Христовых, как возвещает о сем церковная песнь. Не на сие ли указывает и апостольский совет ефесским христианам: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Еф.5:18–19), и прочее?

Путем частых домашних чтений и бесед, сопровождаемых пением, можно возбудить охоту к слушанию слова Божия если не во всем населении, то в большинстве его, так что через год и два около пастыря составится то малое стадо, которому принадлежит обетование Царства и которое будет тем семенем, из которого, при Божием благословении, вырастет дерево многоветвистое и многоплодное. Тогда само собой настанет то время, когда с пользой можно будет перенести домашние чтения и беседы с общим пением в церковь или в особое помещение, всего удобнее – в училище. Опытные иереи, быть может, изыщут другие меры, могущие вести к успеху в деле, и притом, по местным условиям, более действительные.

Устроив чтения в селе, священник должен позаботиться о наставлении жителей деревень, входящих в состав его прихода. При двухштатных причтах это устроить легко. Но и при одноштатном не особенно трудно, была бы только охота к тому. Приемы должно употребить здесь подобные тем, какие указаны нами выше. Чтения в деревнях всего удобнее бы устроить во время говения или во время хождения с иконами после Пасхи.

Все эти доселе указанные внешние меры могут помочь делу только тогда, когда при этом пастырь озаботится воспитать в себе следующие качества: 1) любовь к делу, 2) терпение в деле и 3) молитву об успехе дела. Только при помощи этих могучих внутренних сил дело его будет иметь жизнь и прочность, а потому и успех.

Во-первых, нужна любовь к делу и людям. Любовь изобретательна: она изыщет лучшие средства, могущие обеспечить успех. Любовь всему верит, всего надеется... никогда не перестает (1Кор.13:7–8). Поэтому она сама есть наилучшее средство для пастыря одолеть в себе уныние, нечаяние, недоверие к людям и охлаждение к делу, что составляет едва ли не главное препятствие к успеху. Далее нужно терпение. Оно все преодолевает: и скудость средств в начале дела, и беспомощность в труде, и холодность тех, в ком ищет труженик сочувствия, и беспечность тех, о ком болит душа пастыря. А все это приобретается молитвой. Молитва усердная, постоянная и терпеливая чудеса творит. Она невозможное делает возможным, невероятное – действительным.

Мы доселе говорили о чтениях и собеседованиях в селах и деревнях. Следовало бы начать слово с городов, но мы не сделали сего потому, что в большей части городов нашей епархии таковые чтения открыты, хотя и здесь остается еще многого желать. Во-первых, не во всех еще городах открыты чтения и собеседования, а желательно и нужно, чтобы остальные города поспешили последовать примеру других, положивших доброе начало. Во-вторых, в тех городах, в которых уже открыты чтения и собеседования, недостает распространения таковых от центральных пунктов на окраины. Как от сельских пастырей желательно, чтобы указанные способы наставления производимы были ими не в одних селах, но и в деревнях, так и от городских, чтобы чтения открыты были в каждом приходе.

Церковная проповедь и внебогослужебные чтения и собеседования не обнимают собой всего круга пастырского учительства. В стаде пастыря, как в стаде Христовом, кроме овец есть и агнцы, о которых пастырь должен пещись столько же, как и об овцах. Эти агнцы суть дети, которых он должен воспитывать в учении и наставлении Господнем (Еф.6:4). Младенческий возраст состоит на попечении родителей, а дети школьного возраста поступают уже на попечение пастыря. С семи лет дитя становится ответственным за свои поступки, с этой поры он приводится к пастырю как к духовнику на исповедь. С этого года он отдается и в научение грамоте.

Священники, в силу десятого правила Седьмого Вселенского Собора обязанные паче всего учить отроков... читая им Божественное писание: ибо для сего и священство получили, должны всеми силами стараться об умножении церковно-приходских школ, а также школ грамоты, чтобы через книжное чтение приготовить добрых и послушных чад Церкви, утвержденных не только в православии и благочестии, но и в любви к царю и отечеству и в повиновении всякой богоучрежденной власти. И державная воля благочестивейшего монарха нашего подтверждает православному духовенству возложенную на него долгом звания обязанность учительства к просвещению народа в истинах православной веры и в правилах благочестия. При утверждении правил о церковно-приходских школах его величеству благоугодно было начертать следующие слова: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле».

Хотя со времени учреждения правил о церковно-приходских школах в Томской епархии открыто довольно много церковных школ, так что в некоторых благочиниях при каждой церкви существует школа, тем не менее это не конец дела, а только начало его, ибо в других благочиниях нет ни одной церковно-приходской школы. Правда, там вместо таковых существуют школы других ведомств; тем не менее существующие школы каких бы то ни было названий далеко не удовлетворяют потребности. Если сопоставить число школ с численностью детей школьного возраста, то окажется, что количество школ нужно будет удвоить, а может быть, утроить, чтобы все дети православного населения имели возможность получить необходимое для каждого начальное обучение грамоте.

Почти все существующие школы находятся или при церквах, или при волостях, или, наконец, в многолюдных селениях. Но многие крестьянские деревни и выселки, казацкие поселки, а также улусы и юрты православных инородцев не имеют никаких школ. Между тем там-то и царит тьма невежества, там получают себе приют разного рода суеверия и лжеучения. Эти-то глухие и темные места и требуют света, там-то особенно и нужны школы. Правда, нет возможности в каждой деревне или поселке, в каждом улусе или в юртах остяцких устроить такие школы, какие существуют в центральных местах населения: они не под силу будут для малых селений, как требующие значительных расходов. Но, благодарение Богу и благопопечительному правительству, теперь, по державному изволению нашего возлюбленного отца отечества, дана возможность всюду открывать весьма малые и дешево стоящие школы грамоты.

Из правил о школах грамоты видно, что они состоят в ведении духовенства, следовательно – под сенью Церкви. Помещением для них, за неимением особого, может служить всякая крестьянская изба и инородческая юрта. Учителями, кроме членов причта, могут быть и другие лица благочестивой жизни, по избранию или с согласия священника. Программа учения под силу кончившему курс учения в церковно-приходской школе.

На вас, пастыри, лежит теперь долг пещись об умножении столь удобных и дешевых рассадников народного просвещения. Пусть каждый священник примет на себя заботу и труд открывать постепенно школы грамоты во всех деревнях, поселках и улусах своего прихода или миссионерского стана.

Желательно и нужно, чтобы во главе городских и сельских церковно-приходских школ стояла двуклассная церковно-приходская школа, во главе деревенских школ грамоты – одноклассная церковно-приходская; последние, имея место при церквах, под непосредственным наблюдением священников, приготовляли бы учителей для школ грамоты, и, таким образом, церковно-приходские школы были бы рассадниками христианского просвещения для деревень и всякого рода населения, удаленного от церкви.

Если в селе уже существует иная школа, то и при таковой церковно-приходская не будет лишней, ибо в церковно-приходской школе удобнее приготовлять учителей для деревенских школ грамоты, чем в школах, не имеющих программы преподавания церковно-приходских школ. Впрочем, в случае нужды можно брать учителей для деревенских школ и из сельского или волостного училища, только священнику нужно будет направить их (учителей) так, чтобы они могли вести преподавание в школе согласно правилам и программам школ грамоты.

Если окажется, что священник почему-либо не будет иметь возможности начать дело открытия школ грамоты в своем приходе, то сделать почин в этом деле поможет ему отец благочинный, который озаботится, вместе со священником, приисканием учителей для ново-открываемых школ.

В тех селах, которые долго остаются без священников, непосредственное попечение о школе возлагается на местного диакона или псаломщика, за которым наблюдают и руководят прежде всего заведующий приходом священник, а потом благочинный.

В недоуменных случаях поступать так, как повелевают благочиннические инструкции и другие руководственные правила.

Подведем итог сказанного.

1. На пастырях лежит священный, церковно-канонический и гражданский долг учить народ.

2. Настоящим временем нужно дорожить как наиболее благоприятным для наставления народа.

3. Учить нужно в городах и селах, деревнях, поселках, улусах и юртах.

4. Нужно учить: а) в церкви, б) в школе, в) по домам, г) в нарочито приспособленных для благочестивых собраний местах.

5. Учить должны священники, а сим помогать диаконы, псаломщики и другие лица, под наблюдением и руководством священников.

6. Учить чтением, живым словом и грамотой.

7. С чтением и собеседованием соединять пение, общее или хоровое.

Итак внимайте себе, пастыри, и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян.20:28).

Из уст младенцев и ссущих совершивший Себе хвалу (Пс.8:3), обнявший и возложением рук благословивший детей (Мк.10:16), Пастыреначальник и Господь наш Иисус Христос дарует вам благодать Свою пасти овцы и агнцы Его.

Проповеди на праздники:

Наверх