Учение Спасителя на празднике Кущей
Хотя Господь и пришел в Иерусалим как простой паломник, встреча с людьми, Его знавшими и о Нем наслышанными, неизбежно вызвала Его на учение. Учение Господа в Иерусалиме, как и в Его ранние посещения, вращается вокруг догматических тем. Оно отличается особенностями, характерными для Ин. вообще, но, преимущественно, для сохраненных в Ин. иерусалимских бесед Спасителя. Слова Христовы или даже одно Его присутствие, то впечатление, которое Он производит, та молва, которая Его окружает (Ин.7:14, 8:12, 10:1–18), вызывают недоумение иудеев (ср. Ин.7:15, 8:13 и сл., Ин.10:19 и сл.). Недоумение есть повод для учения. Но учение никогда не исчерпывает недоумения. Оно возбуждает новые вопросы и оставляет непонимание – часто враждебное (ср. Ин.7:35–36, 8:57–59, 10:39). Многое стало ясным впоследствии в опыте Страстей. Это, в равной мере, касается явления Мессии в Страстях (Ин.8:28), предварения славы в воскрешении Лазаря (Ин.11, см. особенно Ин.11:4, 40), как прообразе Воскресения Христова, ниспослания Святого Духа, обусловленного прославлением Иисуса чрез Страсти (Ин.7:37–39), утверждения на жертвенном подвиге Пастыря нового союза Его овец (Ин.10:1–18). По содержанию учение Господа в Иерусалиме и его окрестностях – учение словом и учение делом – являет противоположение Его и мира (Ин.7–8, ср. особенно Ин.8:21–23) и возводит это противоположение к противоположению двух отцов: Бога, как Отца Иисуса, и диавола, как отца иудеев (Ин.8:38–44). Послушание диаволу, как отцу, выражается в рабстве греху. В доме Божием присутствие раба есть случайность. Сын освободит раба (Ин.8:31–36). Освобождение есть спасение, т. е. утверждение Царства – основная тема Ин. и всего благовестия Христова, – но в контексте отрывка ударение лежит на контрасте. Преодоление контраста чрез Страсти ведет к установлению на месте старого союза иудейства нового союза Доброго Пастыря и Его овец (Ин.9–10), и в воскрешении Лазаря (Ин.11), которое оказывается ближайшим поводом к Страстям и прообразует Воскресение Христово, дается предвосхищение славы, в которую Господь войдет чрез Страсти.