Проповеди на праздники:


Учение о последних временах и кончине века (2Пет.3:5–13)

Подобно тому как в воде потопа пришел конец допотопному миру, образованному из воды и водой (2Пет.3:5–6), – ап. Петр думает, вероятно, и о море, из которого вышла земля, и о дожде, который её питает, – так же точно и нынешняя вселенная окончится в огне (2Пет.3:7, 10–13). Прехождением мира в огне будет отмечен день Господень. Но, призывая к святости жизни и благочестию, ап. Петр устремляется мыслью к новому миропорядку: он ожидает «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13). Он готов думать, что от нас зависит ускорить (2Пет.3:12: σπεύδοντας, слав.: «скорее быти желающим») – молитвой и усилием жизни? – наступление этого нового порядка. Во всяком случае, из напряженности эсхатологического ожидания естественно вытекает призыв к нравственной жизни (2Пет.3:14), а указание на долготерпение Господне подкрепляется ссылкой на ап. Павла, названного в 2Пет.3:15–16 по имени. Из 2Пет.3:16 неизбежно следует, что Послания ап. Павла пользовались уже авторитетом Писаний. Петр предостерегает против их неправильного толкования. Замечание 2Пет.3:16 есть первое по времени указание, из которого можно заключить о возникновении священного канона Нового Завета. Он возникал постепенно. Возможно, что его первоначальным ядром был канон Посланий ап. Павла. Недаром он сам заботился о распространении своих Посланий (ср. Кол.4:16), принимая меры против подделок (ср. 2Фес.3:17–18 и 2Фес.2:2), и знал, что его устами говорит Святой Дух (ср. 1Кор.7:40). Но замечание 2Пет.3:15–16 интересно не только тем, что апостол говорит в общей форме о Посланиях своего предшественника. В 2Пет.3:15 он имеет в виду какое–то одно определенное его Послание, в котором Павел обращался к читателям 2Пет. В науке был спор о том, какое Послание ап. Павла здесь подразумевается. Наиболее вероятным ответом было бы понимание 2Пет.3:15 как ссылки на Послания к Тимофею. В частности, в Первом Послании ап. Павел говорит о долготерпении Христовом (1Тим.1:16, ср. ещё 1Тим.2:4), но не исключена возможность, что ап. Петр имеет в виду и то место Второго Послания, в котором ап. Павел предостерегает Тимофея против отрицания воскресения (2Тим.2:18, ср. выше). Хотя служение Тимофея и не ограничивалось Ефесом, но, как было указано, Павел послал его в Ефес раньше всякого другого места, и он оставался там, пока его не вызвал к себе его учитель, чувствуя близость своего отшествия. Послания к Тимофею были, несомненно, известны в Ефесе. Между тем, как уже отмечалось, большинство читателей 1–2Пет. имели пребывание в Ефесе.


Проповеди на праздники:

Наверх