Проповеди на праздники:


Учение о кеносисе (Фил.2:5–11)

В учении о кеносисе надо различать три части. Ап. Павел начинает с утверждения Божественного достоинства Христова до Его воплощения (Флп.2:6). Вторая часть есть уничижение, или кеносис, в собственном смысле слова (Флп.2:7–8). Приняв образ человеческий, который есть «зрак раба», Христос дошёл, в Своем послушании Отцу, до подъятия смерти, и притом поносной смерти на кресте. Этот предел послушания есть и предел уничижения, но за уничижением следует прославление. Это – третья часть учения о кеносисе (Флп.2:9–11). Прославление Христово выражается в даровании Ему от Бога имени, превыше всякого имени. Целью прославления Христова остается слава Бога Отца. Но пред именем Прославленного должна преклониться вся тварь. Какое это имя? Из Флп.2:10 можно было бы заключить, что Его Имя – Иисус. Но оно принадлежало воплощенному Сыну Божию и до прославления. В свое время мы вычитали имя Прославленного в Флп.2:11: «Господь Иисус Христос». Этот вывод находится в полном согласии с греческим подлинником Фил. В русском переводе Фил.2:11 союз «что» есть перевод греческого ὅτι. Но очень вероятно, что он вводит здесь прямую речь и в переводе должно быть заменено двоеточием. В таком случае, слова «Господь Иисус Христос» были бы торжественным возглашением исповедующего во славу Бога Отца имя Прославленного Богочеловека. Мы видели, что это же имя было, после чуда Пятидесятницы, и на устах Петра (ср. Деян.2:36). В Православной Церкви отрывок Фил.2:5–11 вошел в богослужебное употребление как одно из апостольских чтений на литургии в Богородичные праздники. Пресвятая Богородица в Фил. не упоминается. Но уничижение Христово совершилось в Его воплощении, которому послужила Она. И если оно было проявлением Его послушания и смирения, то и путём, который привёл Деву Марию к тайне безмужнего зачатия, было беспредельное смирение. Ап. Павел ставит смирение Христово в пример своим читателям. Он не говорит о последствиях смирения. Но недосказанное подразумевается: следующие за Христом путём Его смирения должны вместе с Ним войти во славу. Этот же путь был и путь Богоматери: через смирение во славу.


Проповеди на праздники:

Наверх