Учение о Евхаристии в беседе о Хлебе Животном
Спасительный смысл Евхаристии был предраскрыт Иисусом ещё в галилейские дни в беседе о Хлебе Животном в капернаумской синагоге (Ин.6). По-видимому, Он остался в то время непонятым. Даже некоторые из учеников после беседы о Хлебе Животном отошли от Иисуса (ср. Ин.6:66). Замечательно, что её сохранил один только Иоанн. Возлюбленный ученик постигал тайны, недоступные другим. Но, может быть, и для него смысл беседы о Хлебе Животном во всей глубине раскрылся только впоследствии, в свете позднейшего опыта. Основная мысль беседы Ин.6 заключается в том, что Иисус есть хлеб, сшедший с неба (Ин.6:35 а), и потому не только вера в Него есть условие жизни и воскресения (Ин.6:35б, Ин.6:40, 47–48), но общение с Ним, как с хлебом жизни, сшедшим с неба, надо понимать и буквально, как принятие Его в снедь. Вкушение плоти и крови Сына Человеческого, в построении беседы о Хлебе Животном, есть исполнение веры (Ин.6:48–58). Будучи выражено глаголом τρώγω (Ин.6:54, 56, 58), буквально «жевать», или «глодать», – оно не допускает спиритуалистического перетолкования, почему и вызвало соблазн присутствовавших (Ин.6:60 и сл.). Соблазн объясняется ветхозаветным запрещением крови (ср. Лев.17:10–14 и др.), которое настолько вошло в жизнь иудеев, что на апостольском соборе было распространено, из внимания к иудейским членам Церкви, и на христиан из язычников (ср. Деян.15:20, 29). Как исполнение веры, вкушение плоти и крови Сына Человеческого понимается в беседе о Хлебе Животном тоже как условие жизни и воскресения. Но этим евхаристическое учение беседы о Хлебе Животном не ограничивается. В сопоставлении с понятием жизни, воскресение в последний день говорит о полноте жизни в будущем веке. Отвечая на соблазн, вызванный Его словами, Господь вводит понятие Вознесения. Если присутствующих смущает учение о Хлебе Животном, что они скажут, когда увидят «Сына Человеческого, восходящего туда, где Он был прежде» (Ин.6:62)? Упоминание «восхождения» Сына Человеческого, в котором имело совершиться приобщение к Его Божественной славе и воспринятого Им человеческого естества, позволяет понимать и полноту жизни в будущем веке, которую откроет нам участие в евхаристической трапезе, как обожение. Мало того: продолжая Свою речь, Господь противополагает плоти животворящее начало Духа и подводит сказанное Им в беседе о Хлебе Животном под общее понятие Духа и Жизни (Ин.6:63). Не вдаваясь в детальный анализ этого очень трудного места, можно сказать с уверенностью, что слово о Духе, во всяком случае, предполагает действие Ипостасного Духа, Третьего Лица Святой Троицы. Таким образом, учение беседы о Хлебе Животном сводится к тому, что участие в евхаристической трапезе мыслится как условие жизни и обожения и ставится в теснейшую связь с действием Духа Святого.