Учение о браке (1Кор.7)

Учение о браке, которому посвящена гл.7, вызвано вопросом, поставленным коринфянами в их письме к ап. Павлу (см. 1Кор.7:1). Но оно внутренне связано с темой о телесной чистоте, и этим объясняется то, что Павел касается его именно здесь. С первого взгляда может казаться, что Павел подходит к браку чисто утилитарно. Брак для него – средство против блуда (ср. 1Кор.7:1–2, 9). В смешанных браках, где один из супругов уверовал во Христа, а другой остался язычником, апостол высказывается против расторжения брака, в надежде, что верующий супруг может обратить неверующего (ср. 1Кор.7:12–16). Во всех этих случаях брак есть средство к достижению некоей высшей цели. Но состоянию безбрачному, девству или вдовству апостол отдаёт предпочтение перед состоянием брачным. Это своё убеждение ап. Павел высказывает со всей ясностью (ср. 1Кор.7:1, 38–40). Он ставит в пример самого себя (1Кор.7:8) и думает, что и он имеет Духа Божия (1Кор.7:40б). Однако, высказываясь в пользу девства, Павел делает оговорку: девство не предписано Господом. Павел проводит различие между тем советом, который предлагает он, Павел, и повелением Господним (1Кор.7:25). Он объясняет свой совет условиями переживаемого момента (1Кор.7:29–32, ср. ещё 1Кор.7:26). Мы и здесь улавливаем в его словах напряжённость эсхатологического ожидания: «проходит образ мира сего» (1Кор.7:31). Очевидно, чисто утилитарное оправдание брака не выражало мысли ап. Павла во всей её глубине. Он, во всяком случае, далёк от уничижения брака. Мало того, из отдельных его замечаний вытекает, что он понимает брак как теснейшее единение супругов (ср. 1Кор.7:3–4). При этом он обосновывает запрещение развода прямым повелением Господним и исключает самую возможность второго брака разведённой (1Кор.7:10–11). Это представление о теснейшем единении супругов и о нерасторжимости брака открывает путь к мистическому учению о браке как отображении союза Христа и Церкви, учению, которое несколько лет спустя будет дано ап. Павлом в Послании к Ефесянам (Еф.5). Основная мысль ап. Павла, во всяком случае, ясна: в союзе брачном или в безбрачии человек имеет одно призвание. Это призвание есть всецелое служение Богу: недаром все земные и, в первую очередь, социальные ценности подвергаются переоценке во Христе (1Кор.7:22).


Проповеди на праздники:

Наверх