За Литургией на Черниговском Патриаршем подворье. 2018 г.
«Ваше Преосвященство
дорогой владыка Даниил!
Дорогие отцы, братья и сестры!
В сей воскресный день мы приветствуем всех вас в храме Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Я хотел бы особенно сердечно приветствовать членов делегации Православной Церкви в Америке, которые прибыли к нам для того, чтобы участвовать в нашем Летнем институте.
Сегодня за богослужением прозвучало евангельское чтение об исцелении слуги сотника. И мы слышали о том, как Господь восхвалил веру сотника, который был, по-видимому, язычником, но с такой верой и с таким упованием обратился к Спасителю, что его прошение о чуде было незамедлительно исполнено.
Очень часто, читая в Евангелиях о чудесах Господа Иисуса Христа, мы можем увидеть, что Спаситель либо перед совершением чуда спрашивал человека о его вере, либо после того восхвалял его веру. Из всех этих случаев можно понять, что чудо есть всегда сочетание двух воль: воли человека и воли Божией.
И мы знаем также, что эти две воли осуществляются в нашей жизни. Но иной раз наша человеческая воля противостоит воле Божией: бывает, что Бог говорит нам одно, а мы делаем другое. Случается и так, что мы надеемся на чудо, а чуда не происходит. Это бывает по разным причинам: или потому, что у нас слабая вера, или потому, что Богу не угодно то чудо, о котором мы просим. Так, Христос всегда отказывал тем, кто просил у Него чудес, дабы удостовериться в Его силе и Его Божественности. Просившим «показать им знамение с неба» (Мф. 16. 1) Он отвечал: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 16. 4).
Самое же великое чудо всей евангельской истории – это чудо Воскресения Иисуса Христа, своей силой и своей значимостью затмевающее все остальные чудеса, которые описаны в Евангелии. Оно имеет прямое отношение к жизни каждого из нас, потому что, как сказал апостол Павел, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15. 14). Именно Воскресение Христово озаряет своим светом наш жизненный путь. Именно Воскресение Христово позволяет нам понимать, что наша жизнь на этой земле не напрасна, что смерть не будет окончанием нашего земного бытия, но за порогом смерти нас ждет то Царство Небесное, которое Господь не просто проповедовал словами, но и являл делами Своими.
К Царству Небесному мы приобщаемся всякий раз, когда приходим в храм на Божественную литургию. Участвуя в Литургии, мы становимся свидетелями и участниками еще одного чуда, которое происходит по воле Божией, но и по нашей воле. Это чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя. И одновременно это чудо нашего собственного преложения и преображения из ветхих в новых, из того ветхого человека, который, по словам апостола Павла, живет по понятиям плоти, в нового человека, который свою жизнь сверяет с волей Божией.
Господь Иисус Христос не только дал нам заповеди, не только показал пример, как эти заповеди исполнять, – Он еще и помогает нам исполнять эти заповеди и становиться такими, какими Он хочет нас видеть. Самым главным и самым действенным средством к этому является Святое Причащение. Но мы должны помнить, что оно не действует само по себе, как бы автоматически, вне зависимости от нашей воли, от нашей веры и наших усилий. Его сила должна быть помножена на нашу волю и на нашу веру, и только в этом случае оно принесет плоды в нашей жизни.
Сотник приступил к Иисусу с такой верой, что Сам Спаситель восхвалил ее; Господь и от нас ожидает такой веры. Он Сам дает нам лекарство от греха, но желает, чтобы мы и собственные усилия прилагали для борьбы с грехами. Христос Сам освобождает нас от власти диавола, но желает, чтобы мы вступали в борьбу с ним и побеждали в этой борьбе.
Хочу пожелать всем нам, чтобы из евангельских уроков, которые мы слышим каждый воскресный день за Божественной литургией, мы извлекали поучения для самих себя и строили свою жизнь так, как заповедал Господь».
Источник: www.mospat.ru/ru/2018/06/24/news161266