У дорогого гроба. В праздник Успения Божией Матери в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. 1957 г.
В одном из священных песнопений сегодняшнего праздника Святая Церковь от лица верующего сердца выражает чувство изумления перед тем событием, которое мы, дорогие мои, сегодня радостно и торжественно прославляем. В этом песнопении говорится так: “О, дивное чудо, Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает”.
Лежит во гробе Источник жизни — Та, которая даровала плоть и кровь своему Божественному Сыну, Та, Которую мы со всей Православною Церковью называем честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим.
Таков непреложный закон Божественного слова, сказанного Господом ее первому человеку в раю: “Смертию ты умрешь” (ср.: Быт.2:17). Таково веление правды Божией — надлежит умереть каждому живущему на земле. И этого закона смерти не избежала и Преблагословенная Дева Мария, в сегодняшний день блаженно почившая о Господе.
“О, дивное чудо, - говорит священное песнопение, лествица к небеси гроб бывает!” Гроб Божией Матери становится лествицей к небу.
Изумление верующего сердца продолжается, ибо это сердце знает, что тело Божией Матери не оставлено во гробе: оно вознесено Ее Божественным Сыном на небо, как была вознесена в день Ее Успения Ее бессмертная душа.
О, дивное промышление Божие, освободившее от истления тело Божией Матери! О, премудрость Божия и глубина любви Божественного сына к Своей Матери!
Но мы, мои дорогие, призываемся Святою Церковью не только прославить то чудо, какое видим сегодня своим духом: мы призываемся и учиться у Божией Матери, почерпать из того священного события, какое сегодня празднуем, уроки для себя. В уроках жизни и смерти нуждаемся все мы, идущие к вечной жизни. Без них мы засыпаем своей греховной совестью; они всем нам нужны, как указатель пути в вечное Царство.
Когда мы видим вкусившей смерть и лежащей во гробе Божию Матерь, это напоминает каждому из нас, что и мы все подлежим неотступному закону Божию: “…человекам положено однажды умереть…” — говорит святой апостол (Евр.9:27). Если Преблагословенная Дева Мария Своим телом не осталась во гробе и чудом всемогущества Божия была вознесена на небо, и мы, грешные, не останемся своим телом в земле, хотя оно и обратится в прах. Сказано нам в слове Божием, что все “мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут” (ср.: Ин.5:25). Силой того же всемогущества Божия в последний день бытия этой земли, перед наступлением дня Страшного суда Божия, при явлении во второй раз сына Божия па земле, по звуку трубы архангела воскреснут все умершие от века телами преображенными, свободными от немощей, болезней, от голода и жажды телесных, чтобы соединиться телом со своей никогда не умирающей душой. Тогда, как говорит святой апостол Павел, все мы не только бессмертной душой, но и своим телом восприимем на суде Божием от Господа или благое, или злое, ибо мы и телом своим, не только душой, согрешаем и оскорбляем Господа Бога.
Божия Матерь перешла в жизнь вечную во славе. А мы, земнородные, по слову Священного Писания, или оправдаемся или осудимся у Господа. Каждый из нас получит в вечной жизни то, чего будет достоин, чего заслужит в своей жизни земной.
Жизнь с Господом, жизнь, исполненная стремлением спасти свою душу, уберечь ее от скверн греховных, будет иметь своим плодом жизнь вечную с Богом в бесконечных веках.
Жизнь нераскаянного грешника, ленивого, небрежного в своем спасении, будет иметь своим концом ту участь, какую он сам себе готовит, какую будет заслуживать тот, кто слышал голос Христов, зовущий к Себе, и пренебрег этим зовом, кто сердце свое отдал страстям и не хотел потрудиться над тем, чтобы оно — христианское сердце — сердце, осененное Духом Святым в святом крещении и святом миропомазании, сердце, которое неоднократно посещает Господь в Своих Животворящих Тайнах, до конца земных дней оставалось храмом живущего в нас Духа Божиего.
Надо, дорогие мои, учиться жить и учиться умирать. Ведь один раз подступит смерть ко мне, к тебе. Надо ее так встретить, чтобы не навлечь осуждения себе на всю бесконечную вечность.
Вот посмотрите своими благоговейными духовными очами на сияющий Божественной славой, духовной красотой облик Преблагословенной Божией Матери, в этот день воспринявшей свою блаженную кончину! Ее смирение и кротость сделали Ее достойной быть обителью Господа; Ее серафимская чистота удостоила Ее быть Матерью Сына Божия; Ее терпение, Ее преданность воле Божией, Ее жажда спасения души и вечного соединения с Господом возвели Ее на высочайшую степень Царицы неба и земли и даровали Ей блаженную кончину.
И всем нам, дорогие мои, Богоматерь дает урок, напоминая о том, что нужно “ходить в законе Господнем” (Пс.118:4). Нужно оберегать сердце от нечистоты, нужно украшать душу добрыми делами, делами любви, молитвы и покаяния. Ведь жизнь будущая — это продолжение настоящей. И конец не может разногласить с началом. Каков будет конец земной жизни, - будет ли это жизнь, проведенная во грехах, в небрежности, с пустой душой, не заполненной добрыми делами, - таковы будут и начало и продолжение жизни вечной. Если же эта жизнь земная будет иметь конец, достойный христианина, будет не бесплодно прожитой нами для вечности, то и начало, и бесконечное продолжение этой вечной жизни будут источником вечной радости.
Вот поучитесь, дорогие мои, стоя у гроба Божией Матери, какой еще священный урок преподает Она нам. Перед Своей кончиной Она часто уединялась для молитвы, и больше всего на Елеонскую гору. Она думала об ожидающей Ее смерти, о Своем вечном соединении с Божественным Сыном, Она готовила Себя к смерти изо дня в день.
Это указание для нас. Надо напоминать себе о неизбежной смерти. Надо думать о той вечной жизни, в которую мы вступим, чтобы не прилеплялось наше сердце всецело к земле и, когда подойдет смерть, не испытывало, разлучаясь со своим телом, безутешного томления. Если смерть наступит внезапно, а душа наша и не подумала о том мире, в который она должна вступить, к которому должна была себя готовить, такой чужой будет чувствовать она себя в этом новом мире! Перед ней будет закрыт вход в то Царство Небесное, где царят только любовь, чистота, святость, куда входят со слезами омывшие грязную совесть, с духовным богатством молитв и добрых дел, с огнем веры в Господа, с пламенем любви к Нему, той любви, какая зовет верующее сердце, пока живет христианин на земле, в храме Божием открывать это сердце перед Богом на молитве, искать Его небесного благословения и помощи, воспринимать Его в себя через святые таинства.
За три дня до кончины Божией Матери, как знаете вы из древнейшего христианского предания, ей явился архангел Гавриил и возвестил о наступающей смерти. Господь по милости Своей и некоторым праведникам открывал день кончины. Нам, грешным, этот день неведом. Господь хочет, чтобы мы всегда, подобно верным рабам, ожидающим господина своего, были готовы встретить смертный час. Но Господь посылает и нам предвестников нашей смерти — болезни. Болезни, какие попускает Господь быть с нами, - это вестники нашей смерти, и если не сразу после наступления болезни, то все же стоящей где-то впереди нас. Если мы и выздоравливаем по той же милости Божией и даются нам еще после болезни годы жизни земной, нередко болезнь подрывает здоровье, как бы предвещая о неизбежной грядущей смерти. И Господь, попуская быть нашим болезням, хочет, чтобы в дни нездоровья, заботясь об исцелении своего заболевшего тела, мы вспомнили о своей бессмертной душе и прежде всего заботились о ней, чтобы она очнулась от своих скверн, освободилась от тех сетей духа суеты, которыми бывает опутана подобно тому, как пеленой повивается дитя.
Смотрите еще. Перед своей кончиной Богоматерь раздала свое убогое имущество — свою верхнюю одежду и другие вещи, сотканные Ее руками, прислуживавшим Ей вдовицам и девам. В предсмертные минуты Она у всех просила прощения, всех благословила. И после Ее блаженной кончины прославляют Ее святое имя и святые апостолы, и христиане, прибегавшие к Ней при Ее жизни за Ее Материнским благословением, и все, кто идет за Ее Божественным Сыном.
Урок для нас. Готовясь к смерти, размышляя о ней, мы должны думать о том, чтобы после кончины каждого из нас никто не помнил какого-нибудь огорчения или обиды, нанесенных нами; чтобы, пока мы живы, мы изгладили эти огорчения своей любовью, своим прощением, своими добрыми делами. Если никто из нас не оставит недоброй памяти ни у кого, то те, кто нас знает и кто узнает о нашей кончине, от всего сердца помолятся за нас: да помянет Господь наши грешные души в Своем Небесном Царстве.
Надо, по слову Божию, вперед себя посылать на небо то духовное богатство, с которым мы будем там жить. Взаймы Господу надо давать, как говорит слово Божие, через нищего, через нуждающегося в нашем участии (см.: Притч.19:17). Эти наши добрые дела встретят нас там, где будет судить Господь, когда придет во славе Своей для суда над живыми и мертвыми.
Преблагословенная Богоматерь жаждала перед кончиной Своей увидеть апостолов, утешиться беседой с ними, посмотреть в последний раз на тех, кто были ближайшими учениками Ее Божественного Сына, на тех, кто проповедует имя Христово во всех краях земли. И Господь исполнил это желание Своей Матери. Собрались апостолы перед Ее кончиной. Она с ними прощалась, утешая их и с Материнской любовью взирая на их апостольские лики, спрашивая перед Своей разлукой об их апостольских подвигах.
И мы, грешные, готовясь встретить смерть, лежа на одре болезни, должны вспомнить о том, что молитвы Церкви дороже всего в эти минуты. Мы должны просить молить о нас, болящих, мы должны желать всем сердцем пригласить к своему болезненному одру священнослужителя, просить его помолиться, веруя в то, что молитва укрепит наши духовные силы, воспламенит любовь к Богу, поможет очистить душу от грехов и приготовиться к смерти, если Господу угодно будет послать ее на конце той или другой болезни.
Мы знаем из Священного Предания, что в минуты кончины Божией Матери явился к Ней Господь Иисус Христос, чтобы взять душу Своей Матери. И если мы будем достойны того, дорогие мои, и перед кончиной каждого из нас явится и к нам Господь — не в образе Царя славы, ибо мы недостойны видеть Его своими телесными очами, но под покровом Своих Животворящих Тайн, чтобы, соединившись со своим Господом в Святых Тайнах, предвкушать всю радость будущего общения с Господом.
И как радостно сознавать, прославляя Успение Божией Матери, что никогда не прекратится поток Материнской любви, Материнских забот, какие излучает Покров, простертый над нами нашей Небесной Матерью. Под этим Покровом, как под крепкой броней, защищающей нас от стрел праведного гнева Божия, от всех врагов, видимых и невидимых, за этой невидимой стеной мы, православные верующие люди, и совершаем свой земной путь.
Да, мы идем к вечной жизни счастливые тем, что у нас есть надежный оплот в лице Преблагословенной Девы Марии. Перед Своей блаженной кончиной Она обещала апостолам и христианам, окружавшим Ее гроб, никогда их не оставлять. А явившись апостолам на третий день, сказала им, что будет пребывать с ними и со всеми верующими в Ее Божественного Сына во все дни, как и Господь Спаситель обещал до скончания века пребывать со всеми, кто верует в Него и призывает Его святейшее Имя себе в помощь и благословение на земном пути.
Вот какие уроки мы почерпаем, стоя у гроба Пресвятой Девы Марии в день Ее блаженной кончины. Ими будем питать свою душу. Они указывают, как надо жить, как надо готовиться к смерти и как надо будет умереть, когда придет смертный час, чтобы и для нас смерть была блаженным успением.
Под этим благодатным Покровом — покровом любви и забот о нас Божией Матери, с этими уроками, какие Она нам преподает, и будем, дорогие мои, совершать свой путь, пока еще Господь терпит не по грехам нашим каждого из нас на нашем земном пути и дает год к годам нашей жизни. А может быть, уже совсем скоро Он пресечет жизнь кого-либо из нас?
Да поможет нам Господь до последнего издыхания оставаться верными детьми своего Небесного Отца и верными детьми своей Небесной Матери!
Да предстанет Она, по нашим к Ней молитвам и нашей к Ней любви, каждому из нас в страшную минуту смерти и освободит от этого страха. Да защитит нас Она Своим Материнским Покровом в жизни будущего века и на Страшном суде Божием, да не перестанет ходатайствовать за нас, грешных и жаждущих спасти от вечной погибели свою бессмертную душу.